Россия хотела бы большей экономической интеграции со странами Южного Кавказа, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" вице-президент Российского совета по международным делам Александр Дзасохов и советник президента России Сергей Глазьев. По их словам, экономическое взаимодействие Россия рассматривает как инструмент для урегулирования политических конфликтов в регионе.
Так, Александр Дзасохов сообщил, что на прошедшем накануне заседании Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации он выступил с инициативой поиска форматов для встреч руководителей, парламентов и в целом политиков кавказских государств "для рассмотрения общекавказских вопросов с точки зрения региональной безопасности, урегулирования конфликтов, сотрудничества в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества и, конечно, самого Евразийского союза". "Одно из южнокавказских государств – Армения – уже вступило в состав Евразийского союза, два других пока не делали заявок относительно перспектив участия в ЕАЭС, но, вместе с тем, их географические и исторические связи предполагают тесное сотрудничество", - отметил он.
"В связи с этим я за то, чтобы наши мысли были направлены на реализацию пока невостребованного потенциала для создания общей платформы региональной безопасности Большого Кавказа. Это очень важно, ведь, если посмотреть на Кавказ со стороны, то станет ясно, что высокая конфликтность в регионе, неурегулированные и замороженные конфликты являются плацдармом для тех, кто не хотел бы видеть Кавказ стабильным и спокойным. В современных острых геополитических условиях необходимо побеспокоиться о том, чтобы внешние факторы не могли восстановить очаги этих конфликтов и не создавали проблемы как для юга России, так и для самих кавказских государств. В этом смысл моей позиции", - рассказал Александр Дзасохов.
По оценке Сергея Глазьева, перспективы подключения кавказских республик к евразийской экономической интеграции "очень благоприятны". "Я думаю, что присоединение Армении к ЕАЭС – это первая ласточка. Участие всех кавказских республик в Евразийском экономическом союзе – это способ разрешить все региональные конфликты. Если у нас будет единое экономическое пространство, не будет границ, автоматически снимается проблема дезинтеграции Грузии, которая может приобрести свое экономическое, во всяком случае, культурное единство в рамках ЕАЭС. Одновременно снимается проблема конфликта Азербайджана и Армении, поскольку исчезает граница как таковая для перемещения товаров и передвижения людей. Поэтому, с моей точки рения, без подключения кавказских республик к Евразийскому экономическому союзу те проблемы, которые сегодня существуют, не имеют решения: только вместе мы можем создать общую площадку, которая позволит всем нам комфортно снять имеющееся напряжение", - уверен советник президента России.
В ответ эксперты-экономисты Азербайджана и Грузии Октай Ахвердиев и Ираклий Леквинадзе выразили сожаление тем, что до сих пор скорее политика определяла экономику, чем наоборот, отметив значительный потенциал для укрепления экономических отношений кавказских республик с Россией, так как в настоящее время их экспорт более ориентирован на Европу.
"Наши торговые и экономические отношения с Россией построены на несколько другой структуре, чем контакты с ЕС, куда мы поставляем большую часть наших нефти и газа. В Россию Азербайджан продает, в основном, сельскохозяйственную продукцию, закупая лес, химическую продукцию, удобрения. Заметная статья нашей торговли – вооружение. Отмечу, что во время недавнего визита в Баку вице-премьера Аркадия Дворковича речь также шла преимущественно об увеличении поставок продовольствия в РФ, фруктов, овощей и мяса – то есть, как говорится, обе стороны выставляют друг для друга то, что есть", - рассказал Октай Ахвердиев.
"Российско-грузинские экономические отношения, конечно, имеют перспективу, однако грузинские предприниматели очень осторожно подходят даже к существующим возможностям. Два года российский рынок для нас открыт, однако сейчас грузинский экспорт в РФ останавливается из-за девальвации рубля. В итоге Россия занимает в грузинском товарообороте где-то 10%, в импорте – 6%, и в основном у нас идет ориентация на европейский рынок, особенно после заключения соглашения о Евроассоциации. Я думаю, что если будет нормальная политическая ситуация, то мы сможем двигаться вперед, однако пока маловероятно, чтобы грузинские предприниматели стали отправлять свою продукцию на российский рынок, оставив другие. У нас есть желание торговать во всех направлениях, в том числе в РФ, ведь это огромный рынок для нас, но диверсификация сейчас наша главная задача", - подчеркнул Ираклий Леквинадзе.
Как подчеркнули оба эксперта, интеграции мешает то, что "экономика находится в заложниках у политики". "На сегодняшний день не только в нашем регионе, но и во всем мире, к сожалению, это так. Особенно в том, что касается внешней политики, так что экономика страдает. Между тем именно через экономику гораздо легче и быстрее решаются политические проблемы. Жаль, что пока сделать этого не удается – нагорно-карабахский конфликт, посредником в урегулировании которого работает Минская группа ОБСЕ, не разрешен более 20 лет", - обратил внимание Ахвердиев.
"Мировой опыт говорит о том, что, если решаются политические вопросы, затем находят свое решение и экономические. Грузия рассматривает в этом плане контакты с Россией скорее как непрогнозируемые, наши предприниматели еще не забыли опыт эмбарго, так что к таким предложениям они будут относиться с осторожностью. Я думаю, что урегулирование политических вопросов экономическим взаимодействием – это дело времени, если развитие торговых контактов покажет стабильную динамику. Пока же говорить об этом рано", - считает Леквинадзе.