Вестник Кавказа

Россия готовится отвязать свою нефть от доллара

Россия начала переговоры о запуске фьючерса на нефть Urals. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) готовится запустить фьючерcный контракт на российскую экспортную смесь Urals и приглашает для работы на создаваемой площадке международные трейдинговые компании. Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников рассказал агентству Bloomberg, что биржа ведет переговоры со многими участниками рынка, при этом назвать конкретные иностранные компании отказался.

Таким образом планируется решить сразу две задачи - увеличить доходы от продажи Urals и "отвязаться" от расчетов за продажу нефти в долларах США. Сейчас более низкосортная Urals продается с дисконтом к международному североморскому эталону Brent.

Создание собственного рынка фьючерсов позволит России улучшить механизм ценообразования Urals, а отечественные компании получат дополнительную выручку, пояснил Рыбников. Он уточнил, что крупнейшие российские нефтяные компании, в том числе "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Газпром нефть", поддерживают эту инициативу.

Перед запуском новых фьючерсов необходимо предусмотреть целый ряд условий, в том числе открыть доступ компаниям, зарегистрированным за пределами РФ, к торговле российскими биржевыми товарами и производными инструментами, отмечает РБК. Для этого Банк России готовит специальные поправки в законодательство.

В проспекте проекта СПбМТСБ указывается, что на первом этапе фьючерс будет торговаться в долларах США. Это необходимо для успешного запуска контракта и привлечения на площадку максимальной ликвидности. Если фьючерс будет номинироваться в рублях, иностранные участники торгов могут столкнуться с такими проблемами, как валютные риски, курсовая волатильность, а также необходимость приобретать рублевую ликвидность.

Мысль о создании Россией собственного бенчмарка витает в воздухе уже довольно давно, причем появилась она еще до открытия нефтяной биржи в Санкт-Петербурге, напомнил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС Иван Капитонов.

"Эта идея существовала в научных кругах и выносилась регулярно в политические круги. После создания нефтяной биржи в Санкт-Петербурге определенное количество нефти, нефтепродуктов рынки были обязаны продавать через эту биржу. Однако они делали это неохотно в связи с тем, что, в общем-то, основная масса нефти и нефтепродуктов и так продается по прямым договорным связям внутри России, а вне России тоже реализуется достаточно успешно", - пояснил он.

Создание собственного сорта, по словам эксперта, - это следующий, вполне логичный шаг после открытия нефтяной биржи в Петербурге. "Но нужно понимать, что для того, чтобы Urals стал биржевым сортом, необходимо иметь стабильное стандартное качество, которое позволило бы товару реально быть биржевым, а не аукционным. Пока же Urals не является стабильным сортом в связи с тем, что он смешивается из многих скважин и имеет нестабильные характеристики по сере и по прочим примесям, которые требуют дополнительного анализа при нефтепереработке, и, соответственно, серьезно влияют на итоговую гамму нефтепродуктов", - поведал Капитонов.

"Если удастся стандартизировать качество, так или иначе сделать его стабильным, тогда можно будет, действительно, говорить о том, что наш биржевой товар будет приемлем для зарубежного производителя. То есть, Urals будет торговаться на нашей площадке", - подчеркнул он.

В этом случае возникнет вопрос: за рубли или иностранную валюту будет торговаться Urals? "В первом случае иностранный контрагент будет встречаться с рядом сложностей. Ему придется покупать рубли, а это еще одна - не столь сложная, но, тем не менее, дополнительная - операция, которая должна быть четко прописанной и не вызывать никакого психологического затруднения у контрагентов", - отметил доцент ВШКУ РАНХиГС.

Только реализация всех этих условий обеспечит отрыв от зарубежных котировок. "Тогда, так или иначе, мы увидим свой собственный, международно принимаемый стандарт. Будет ли он торговаться на уровне Brent, зависит от степени стабильности качества и от доли сернистых примесей, по сравнению с Brent. В настоящее время мы торгуем, во-первых, нестабильным качеством, во-вторых, высокосернистой нефтью", - уточнил Иван Капитонов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отнесся к идее создания собственного бенчмарка несколько скептически, пояснив, что в этой инициативе больше пиара, нежели реальной экономики.

"Конечно, торговать Brent - довольно абсурдно, учитывая, что в прошлом году добыча на одноименном месторождении в Северном море закончилась, платформу разобрали и увезли, и на самом деле нефти с месторождения Brent уже не существует. Но она осталась как некий условный сорт, к которому привязываются несколько других сортов, в том числе и российский Urals", - отметил он.

"Еще когда там добывали нефть, объемы нашего Urals, которые идут на рынок, были во много раз больше, чем объемы, которые добывались на самом Brent и близлежащих месторождениях. То есть, Urals физически гораздо больше, чем Brent", - указал эксперт.

Однако, пояснил Юшков, название сорта — это условность, и даже после создания нового бенчмарка, когда на рынке будут торговаться фьючерсы на Urals, а не на Brent, цена на нефть не изменится.

Изначально, по его словам, речь шла о том, чтобы выделить из общих экспортных потоков, которые идут в Европу (особенно через Белоруссию или через приморские порты в Усть-Луге по БТС и БТС-II), отдельный поток высокосернистой нефти. "Сейчас хорошая, качественная нефть с низким содержанием серы из Западной Сибири в трубе смешивается с высокосернистой низкокачественной нефтью с Поволжья, из Башкирии, Татарстана. Причем из-за того, что добыча в Западной Сибири падает, с каждым годом качество нашей нефти становится все хуже и хуже. Предлагалось выделить в отдельную трубу высокосернистую нефть и поставлять ее в порт на Балтику, а остальная, более качественная нефть, должна была вырасти в цене. Но, по нашим подсчетам, 0,1% содержания серы в нефти настолько незначительно влияют на цену, что эти проекты строительства отдельной трубы себя никак не оправдали бы", - рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

В результате можно было сделать одним сортом высокосернистую нефть, а другим - оставшуюся, более качественную. "Но, на самом деле, никакого смысла в этом нет. Это исключительно имиджевый проект: Россия - крупнейший экспортер нефти, и она должна иметь собственный сорт нефти, который торгуется на бирже. Это можно сделать для морального удовлетворения, но никакой дополнительной прибыли стране это не принесет", - заявил Юшков.

Инициативу же о переносе вообще всех торгов отечественной нефти на российскую площадку эксперт оценил как довольно странную. "Власти предполагают, что это позволит нам торговать за рубли и диктовать таким образом цену на нефть, ведь сейчас можно услышать высказывания, что Запад специально обвалил цены на нефть. Но если нефть на всех биржах стоит, например, $40 за баррель, как мы можем предлагать ее по $50? В этом случае ее будут брать в последний момент, а в какой-то момент вообще откажутся от ее поставок", - разъяснил он.

"То есть, идея, что на российской площадке мы будем получать больше денег за нашу нефть, не обоснована, потому что в мире есть довольно много других производителей, которые торгуют по другим ценам. Мы не можем продавать нефть дороже, потому что все будут брать ее там, где дешевле. Продавать ее дешевле, чем на остальных биржах, тоже нет никакого смысла, так как мы потеряем прибыль. Поэтому в любом случае наша нефть должна торговаться по той же самой цене, что и на мировых рынках", - рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Что касается торговли нефтью за рубли, то, по словам Юшкова, при ценообразовании в любом случае придется ориентироваться на стоимость фьючерсов в Лондоне, пересчитывая ее в рублях. "Все равно все привязывается к доллару . Многие предлагают торговать за золото. Но золото тоже торгуется в долларах, так что это ситуацию не меняет", - отметил эксперт, подчеркнув, что, в итоге, торговля в рублях едва ли принесет какую-либо пользу.

"Я думаю, нам надо заниматься совершенно другими делами. Надо придумывать, как поддержать объемы добычи нашей нефти, потому что у нас возникают проблемы с истощением месторождений. Через несколько лет, если не в конце этого года, у нас будет падение объемов производства. Нам надо думать, как разрабатывать сложные месторождения, например, Баженовскую свиту в Западной Сибири, как производить собственное оборудование, и так далее. Именно на это и нужно направить наши усилия", - заключил Игорь Юшков.

20040 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ