Распространение экстремизма в России сегодня связано в первую очередь с социально-экономической ситуацией, которую обещает исправить идеология исламского государства, - такое мнение высказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" об актуальных задачах борьбы с экстремизмом в РФ сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов. Поводом для разговора стало задержание в Москве гражданина Киргизии, вербовавшего среди прихожан мечети людей для запрещённой "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами".
"То, что в мире, в том числе и в России, происходит некоторое распространение фундаменталистской и джихадистской идеологии, - это известный факт. А распространение джихадистской идеологии связано, во-первых, с социально-экономической ситуацией. Известно, что она не так хороша в регионах, в том числе в мусульманских регионах. Большая масса молодежи не может найти свою нишу в обществе, велики безработица и коррупция. Это сказывается на настроениях, на который действует исламистская идеология как в арабском мире, так и в России. Создание исламского государства, решающего все проблемы это главный лозунг фундаментализма", - пояснил свою мысль Долгов
"Я бы здесь ещё напомнил, что в России после распада СССР были открыты границы для выезда молодых мусульман российских в арабо-мусульманские учебные заведения, где они учили Коран, Шариат. Это всё позитивно, разумеется, но одновременно они подвергались воздействию джихадистской идеологии: создание всемирного халифата, свержение неверных властей. Вернувшись, некоторые из них проводили эту идеологию в своих проповедях, на своих уроках, если они становились преподавателями медресе. Это тоже действовало и действует до сих пор. Здесь надо отдать должное, сейчас принимаются какие-то меры, но ранее они не принимались. Эта пассивность властей в этом отношении сейчас выходит боком и даёт свои последствия в виде таких эксцессов", - обратил внимание на вторую причину роста экстремизма в России эксперт.
Долгов подчеркнул, что в той же Киргизии, чьё гражданство имел вербовщик "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", как и в Казахстане, такого распространения экстремистских учений нет, так как в этих странах приняты жёсткие меры. "Как пример я приведу то, что каждый выезжавший за рубеж на учёбу в какие-либо мусульманские учебные заведения ставился на учёт. По приезде с ним проводилось собеседование, он регистрировался, и он уже не мог так свободно проводить свою идеологическую работу. У нас этого до сих пор нет. Это пробел наших властей, и это необходимо исправлять", - заявил сотрудник ИВ РАН.