Политические процессы, которые происходили в Закавказье после Февральской революции, оказали непосредственное влияние на образование независимой Азербайджанской Демократической Республики. Однако при этом и Азербайджан, де-юре еще не ставший суверенным государством, внес свой существенный вклад в формирование органов государственной власти на Южном Кавказе. Об этом заявил эксперт "Вестника Кавказа", историк Матвей Катков на международном научно-практическом круглом столе "Русская революция и история Азербайджанской Демократической Республики: взгляд через столетие", прошедшем на историческом факультете МГУ 18 апреля.
Он обратил внимание на то, что Временное правительство рассматривало Южный Кавказ в имперской парадигме, унаследованной от царского режима, не в полной мере осознавая специфику глубинных политических процессов, связанных с национальными движениями закавказских народов. "Характерным проявлением такого отношения стала деятельность Особого Закавказского Комитета (ОЗАКОМ), который непосредственно подчинялся Временному правительству и был уполномочен вести все гражданские дела в Закавказье. Этот орган преимущественно состоял из бывших депутатов IV Государственной думы, председателем которой был кадет Харламов", - напомнил историк.
Он обратил внимание на то, что кадетская партия в целом не имела поддержки в регионе, где главной политической силой, наряду с национальными партиями, являлись социал-демократы. Характерной особенностью этого периода является то, что внутриполитические азербайджанские процессы были тесно переплетены с общим развитием ситуации в Закавказье. Все это время Азербайджан находился под контролем ОЗАКОМа, который начал стремительно утрачивать власть в регионе из-за разногласий между кадетами и социал-демократами.
"В итоге ОЗАКОМ, отстаивающий интересы кадетов, отказался от сотрудничества с меньшевиками и эсерами и фактически лишился власти. На смену ему пришел Закавказский комиссариат, который фактически стал коалиционным правительством Закавказья. Новый орган власти был создан в Тифлисе 15 (28) ноября 1917 года с участием грузинских меньшевиков и эсеров, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов", - сообщил эксперт.
При этом он отметил, что к этому времени в Азербайджане доминирующее положение заняла партия "Мусават", возглавившая национальное движение. Азербайджанская фракция принимала активное участие в деятельности Закавказского комиссариата, в частности, последовательно отстаивая участие во Всероссийском учредительном собрании. "На Учредительное собрание в регионе возлагали надежды очень многие политические силы, Закавказский округ принял активное участие в нем. Характерным примером является Алимардан-бек Топчибашев, избранный одним из челнов собрания. К этому моменту у него уже был достаточный политической опыт, он являлся депутатом Государственной думы 1906 г, что говорит о том, что представители Азербайджана активно участвовали в политической жизни Российской империи.
После разгона большевиками учредительного собрания Закавказский комиссариат, обсудив вопрос о политическом положении, принял решение о созыве Закавказского сейма как законодательного органа Закавказья.
При этом историк напомнил, что партия большевиков отказалась от участия в сейме.
"Разойдясь во взглядах с руководством Закавказского комиссариата, разогнав Учредительное собрание, большевики не поддержали и созыв Закавказского сейма, намереваясь прийти к власти не парламентскими, а силовыми методами", - отметил историк.
Итогом деятельности сейма стало провозглашение Закавказской демократической федеративной республики (ЗДФР), которая, несмотря на название, федерацией не являлось.
"К этому времени разногласия между армянской, азербайджанской и грузинской фракциями в сейме стали настолько острыми, что ставили под вопрос само существование единого руководящего органа в Закавказье. Ситуация нагнеталась успешным наступлением Турции на закавказском направлении после того, как Кавказский фронт фактически перестал существовать. Армянская делегация в этих условиях настаивала на сохранении Закавказья в составе российского государства, в то время как азербайджанская и грузинская стороны поддерживали независимость", - рассказал эксперт.
По этой причине к маю 1918 года ЗДФР фактически прекратила свое существование как единый политический организм. В этих условиях Временный Национальный Совет мусульман Закавказья, созданный из бывших членов-мусульман Закавказского сейма, 28 мая принял декларацию о независимости Азербайджанской Демократической Республики, - рассказал историк.
"Таким образом, за очень короткий период политические силы и настроения в Азербайджане претерпели существенные изменения. Начинаясь как движение за создание национальной автономии в составе российского государства, эти тенденции привели к образованию суверенного государства. При этом Азербайджан активно участвовал в политических процессах, протекавших в это время в регионе. Можно утверждать, что опыт принятия политических решений у азербайджанской политической элиты появился еще до того, как Азербайджан стал де-юре суверенным государством", - заключил эксперт.