МЭР готовит новый прогноз развития России до 2019 года. Официальный прогноз на 2016-2018 годы уже устарел, к апрелю ведомство должно представить новый документ, пишет газета "Ведомости".
Основным условием для этого прогноза является цена на нефть, которая, по оценке МЭР, останется ниже $50 за баррель.
В базовом варианте ее средняя цена в нынешнем году - $35, в следующие три года - $40, $45 и $45 соответственно. В консервативном варианте нефть оказывается дешевле, чем в базовом, на $10. "Оптимистичный (целевой) вариант совпадает с базовым", - описывают возможные сценарии издание.
Эти данные "еще не прогноз, а просто некоторые условия для обсуждения", приводят "Ведомости" мнение федерального чиновника.
"Базовые гипотезы прогноза" предполагают ускорение темпов роста мировой экономики за счет развитых стран, сохранение санкций против России и ответных антисанкций до начала 2020 года. Ограниченный доступ к рынкам капитала снизит и отток капитала - с $35 млрд в 2016 году до $15 млрд в 2019 году, полагают в МЭР.
Кроме того, бюджет продолжит экономию на социальных расходах. Так, пенсии, как и в этом году, будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции - 4%.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор Российского государственного университета правосудия Анатолий Селюков, говоря о ключевых факторах, которые будут оказывать влияние на развитие экономики в ближайшие годы, призвал "не сосредотачиваться на нефти и других сырьевых источниках". "Они, конечно, имеют определенное значение, но главное, надо задействовать энергию нашего общества, использовать те возможности, причем неограниченные, которые есть в стране, но не используются. Они практически давятся сегодняшней системой, не позволяя использовать тот потенциал, который был в свое время в Советском Союзе до войны, после войны. А сейчас мы только на одну нефть сосредоточили свое внимание, что очень грустно. Я считаю, что министерство экономического развития использует не ту методологию, которая должна быть в нашей стране", - считает он.
Рассуждая о достижимости уровня инфляции в 4%, эксперт выразил сомнение в возможности реализации этого сценария. "Инфляция, к сожалению, будет более 10%. Я не готов сейчас сказать точно, но более 10. Я был бы очень рад, если бы она была 4%. Для этого надо использовать рекомендации, которые подготовил академик Глазьев Сергей Юрьевич. Там достаточные меры. И я как специалист присоединяюсь к его рекомендациям. Прежде всего, необходимо выпустить больше денег, эмиссию больше сделать для того, чтобы насытить хозяйствующие субъекты необходимыми средствами для развития. Ведь признак инфляции – это деньги, необеспеченные товаром. Если мы сделаем больше товаров, то меньше будет инфляция. Вот главная идея, которую высказывает не только академик Глазьев, но и другие здравомыслящие специалисты", - сказал экономист.
По его мнению, ограничения расходов в социальной сфере в сложившейся ситуации скорее всего будут осуществлены. "Но я бы не хотел, чтобы они были, потому что задача сохранения народонаселения является главной для государства. И если мы эту задачу выполняем недостаточно, то надо что-то менять в политике государства. Поэтому, возможно, такие будут ограничения, если продолжать старую направленность нашей политики", - предположил Анатолий Селюков.
Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин выразил мнение, что "в течение ближайших трех лет уровень инфляции в 4% не достижим ни при каких условиях". "Я имею в виду реалистичные условия. Можно, конечно, фантазировать, что, давайте, снизим зарплату бюджетникам в два раза, отменим социальные льготы, сделаем образование платным. Это все несерьезно. А если рассматривать серьезно, то никакие реальные действия не приведут к такому снижению инфляции", - считает он.
В условиях ухудшения экономической ситуации эксперт считает неизбежными ограничения в социальной сфере. "Ограничения там уже есть, которые состоят в том, что индексация будет существенно ниже уровня инфляции при переходе к новой формуле расчета средних зарплат в экономике, которая будет ниже, чем в соответствии с существующей методикой. Поэтому индексация бюджета будет опять же ниже уровня инфляции. Насколько я помню, там предполагается замораживание индексации зарплат государственных служащих. Соответственно, индексация этих расходов на уровень ниже инфляции и будет основным драйвером экономии бюджетных средств. Хотя почему-то там ничего не сказано про военные расходы, которые тоже можно было бы рассматривать в качестве альтернативы для сокращения расходов", сказал Александр Дерюгин.