Накануне правительство Грузии утвердило новую Национальную военную стратегию, призванную "отразить реальность, которая стоит сегодня перед Вооруженными силами страны". Новая военная парадигма ставит во главу угла грузинской армии "сдерживание потенциального врага", а при необходимости – "обеспечение безопасности Грузии".
Согласно тексту Национальной военной стратегии, "современные, хорошо подготовленные и надлежащим образом снаряженные Вооруженные силы являются краеугольным камнем сохранения независимости, суверенитета и территориальной целостности страны". "Грузия продолжит повышать возможности Вооруженных сил с тем, чтобы обеспечить успешное выполнение возложенных на них задач и взятых страной международных обязательств", - цитирует документ "Новости-Грузия".
При этом Грузия продолжит сотрудничать с НАТО и ЕС. "Министерство обороны Грузии особое внимание уделяет сохранению и повышению боеготовности Вооруженных сил. С этой точки зрения, важно углубление взаимодействия с НАТО и Евросоюзом, участие в многонациональных операциях и учениях и двустороннее военное сотрудничество с НАТО и странами партнерами", - говорится в Национальной военной стратегии.
Глава Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа", что новая Национальная военная стратегия Грузии носит оборонительный характер. "В прежней стратегии от 2005 года говорится о том, что мы не ожидаем агрессии против Грузии в ближайшее время, в новой редакции это исправлено в связи с событиями 2008 года. Поэтому в документе много внимания уделено аспектам защиты грузинских территорий от возможной агрессии в будущем", - сказал Читадзе.
Есть в новой грузинской парадигме и другие изменения. "Теперь в ней полноценно учитываются тесные взаимоотношения с евроатлантическим блоком, в том числе удовлетворение стандартов НАТО. Также были учтены произошедшие за 9 лет изменения в Вооруженых силах, в частности, разделение армии на Восточную и Западную группировки, преобразование Объединенного военного штаба в Генеральный штаб", - сообщил он.
Главный редактор военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили, в свою очередь, рассказал о специфике будущего сотрудничества Грузии с НАТО в рамках новой Стратегии. "Как известно Альянс предложил Грузии вместо MAP некое "усиленное сотрудничество". Пока непонятно, что это означает, и, скорей всего, НАТО попросту ищет "срединный вариант", чтобы и не дать нам план вступления в Альянс, и не обидеть. Это в корне неправильно, тем более что в свое время MAP получили такие страны, которые во многом отставали от современной Грузии в военном плане и по многим другим параметрам", - заметил Аладашвили.
Конкретные пункты этого "усиленного сотрудничества", по его оценке, также туманны. "Например, противовоздушная оборона – ее элементы не будут предоставлены непосредственно НАТО. Генсек Альянса открытым текстом сказал недавно, что НАТО никому не может ничего дать: решения принимаются на уровне двустороннего сотрудничества с государством-членом НАТО. Что касается "сил быстрого реагирования", маловероятно, что они при необходимости будут мчаться на помощь Грузии – их существование на обороноспособности страны не скажется никак", - уверен эксперт.