Чрезмерно высокие ставки по кредитам оказывают сдерживающие влияние на развитие российской экономики, заявила вице-премьер Ольга Голодец.
"Наверное, сегодня трудно найти какого-то человека, который не говорил бы о необходимости снижения процентных ставок в отношении и бизнеса, и потребительских кредитов. Сегодня это была фактически генеральная линия в обсуждении многих вопросов, потому что не работает экономика, сегодня такая процентная ставка серьезно сдерживает развитие экономики и потребления", - цитирует ее РИА Новости.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков напомнил, что Ольга Голодец – "заместитель председателя правительства по вопросам социальной политики". "И в том ключе, в котором она выступает, я с ней абсолютно согласен в том, что по ипотечным кредитам для населения ставку можно снизить. И это разумно. В этой части я с ней полностью согласен и поддерживаю, поскольку стимулирование граждан к построению жилья, к повышению рождаемости – это, по-моему, задача номер один на сегодня для государства. И здесь я двумя руками "за"", - сказал он.
"А вот если рассматривать в целом нашу экономику и снижение ставки, то последнее заседание совета директоров Банка России рассматривало вопрос о возможности снижения ключевой ставки, и было принято решение, что, несмотря на то, что снижается курс доллара, а нефть укрепилась, но пока еще экономика России находится не в очень устойчивом состоянии, чтобы можно было снижать ключевую ставку. Думаю, что в ближайшее заседание совета директоров ключевая ставка, может быть, на 0,25-0,5% будет снижена. В нынешней очень неустойчивой внешнеэкономической и внутренней обстановке торопиться не надо. Что касается ее пожелания в части ипотечных кредитов, я его полностью поддерживаю, на это можно пойти, тем более, что это составляет от общего объема кредитов несколько процентов, не больше", - добавил эксперт.
Комментируя действия банков, он выразил мнение, что они "проводят какую-то странную политику". "Если рассматривать потребительские кредиты, то ведь они же фактически отдали весь этот сектор на откуп микрофинансовым организациям, которые задирают колоссальную ставку. Банки могли бы просто по кредитным карточкам, которые они ведут самостоятельно, могли бы просто снизить этот процент. Там можно все снизить до 15-20%. Просто банки извлекают сверхприбыль из-за своего монопольного положения на рынке. У населения нет другой возможности приобрести свободные денежные ресурсы, кроме банков, и банки задирают ставку", - считает экономист.
"Я понимаю, что банки – это бизнес, но бизнес должен как-то регулироваться государством. В конце концов, я считаю, что сегодня ставки по кредитам запредельны, особенно для населения. А по ипотечным кредитам - обеспечение прекрасное, это же недвижимость. И по этому направлению правительство может принять просто свои, действительно, декларативные прямые ставки. Заставить государственные банки финансировать эти программы, которые направлены на развитие населения и государства. Тут Голодец абсолютно права в этой части", - заключил Юрий Юденков.
В свою очередь заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко отметил, что сейчас "все банки выстраивают свои кредитные и депозитные ставки, равняясь на ставку ЦБ". "А он ее не снижает, объясняя, что на сегодня сохраняются инфляционные риски. ЦБ удерживает ставку на достаточно высоком уровне, чтобы бороться с инфляцией. С другой стороны, высокие ставки, которые держат банки, это препятствия к экономическому росту, к потреблению и в целом развитию экономики", - сказал он.
Эксперт согласился с тем, что для обеспечения роста экономики необходимо снижение ставок кредитов. "Более низкая стоимость потребительского кредита означает, что при прочих равных люди начинают больше потреблять. Они начинают больше потреблять, они начинают больше покупать товаров в магазинах. Соответственно, производитель начинает производить больше товаров. И в целом растет экономика", - объяснил Константин Корищенко.
Заведующая кафедрой экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Алла Дворецкая отметила, что "сейчас особенно малым и средним предприятиям кредиты практически недоступны, потому что ставки по ним высоки и очень сильно отличаются от уровня инфляции". "Поэтому если инфляция предполагается к снижению, о чем идет сейчас речь, то нужно и ставку снижать хотя бы для того, чтобы зазор между инфляцией и процентными ставками был невысокий. А то сейчас ставка 11%, а инфляция планируется 7-8%. Надо их как-то снижать, чтобы был стимул у предприятий брать кредит, а банки должны на это отвечать", - считает она.
"Конечно, им выгодны высокие ставки, но по таким ставкам все равно никто не берет кредиты. Поэтому нужно дать импульс со стороны ЦБ, снизить ключевую ставку, и тогда уже банки все следом за этим подтянутся и снизят свои ставки. Бизнес ждет низких ставок, их отсутствие тормозит экономику. Поэтому если успехи в борьбе с инфляцией будут хорошими, то это станет основанием снижать ставку. Сейчас процесс их понижения в основном тормозит высокий уровень инфляции, существующий из-за того, что в экономике еще не все проблемы решены. Монополизм, отсутствие конкуренции – все это ведет к высокой инфляции. Поэтому она очень неохотно снижается. Поэтому и банки не снижают ставки. В общем, получается некий такой заколдованный круг, но нужны усилия всех – и ЦБ, и самих банков, и самих предприятий, чтобы они повышали эффективность своей деятельности, и могли бы платить по кредитам, но, конечно, не по таким дорогим", - добавила эксперт.
Это касается и потребительских кредитов. "В целом, они очень дорогие, потому что здесь риски высокие. Ведь банки почему еще держат высокие ставки? Не только от инфляции, но и потому что они закладывают туда высокую степень риска невозврата. Огромное число граждан имеют по 3-4 кредита, плохо их обслуживают, просрочивают и так далее. Поэтому ставки и высокие. И благонадежные наемщики по сути переплачивают за то, что не возвращают недобросовестные, банки этим пользуются и такие ставки устанавливают",– резюмировала Алла Дворецкая.