Вестник Кавказа

Голикова: правительство находится в "режиме ожидания"

Прошедший год был упущен для изменения структуры расходов бюджета, а в начале нынешнего года ведомства погрузились в "режим ожидания", который тормозит экономический рост. Такое мнение высказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
 
"А вот это та самая история, о которой я говорила: все сейчас находятся в режиме ожидания, что наносит определенный вред экономическому росту", - заявила она в интервью газете "Ведомости".

Глава Счетной палаты напомнила о ситуации начала прошлого года, когда происходил похожий процесс сокращения расходов бюджета. "И когда в начале 2015 года принимали решение сократить расходы, я спорила с Минфином и была категорически против того, чтобы пропорционально сокращать расходы на 10%, а по оставшимся 90% предоставлять министерствам право самим определять приоритеты", - отметила она. "К чему это привело? Ведомства довольно долго занимались тем, что перераспределяли оставшиеся 90%, потеряли первый квартал", - указала Голикова, добавив, что "никто не позаботился о том, чтобы оставшиеся 90% или их часть работали на рост экономики".

Текущую ситуацию она расценивает как "профессиональный вызов управленцам: либо ты умеешь работать в таких условиях, либо нет".

По мнению главы Счетной палаты, если бы нынешнее правительство оказалось в ситуации 1998 года, то "у него, скорее всего, не хватило бы ни сил, ни воли справиться с ситуацией, требовавшей решений быстрых и жестких".

Комментируя информацию о выявленных Счетной палатой неэффективно использованных средствах в размере 440 млрд рублей, руководитель ведомства сообщила, что это предварительная цифра, а окончательные данные будут обнародованы позже.

"440 млрд - это предварительная цифра, окончательные данные будут немного позже. И это не все неэффективные расходы. Классическая неэффективность, как ее понимают обычно, - примерно 78 млрд рублей из этой суммы", - пояснила она. "А если переводить на язык нарушений законодательства, то на первом месте будут нарушения в сфере осуществления бюджетных инвестиций - порядка 69 млрд рублей, порядка 48 млрд - это использование государственного имущества, 39 млрд - нарушение в сфере закупок", - добавила председатель Счетной палаты.

Она также рассказала, что подразумевается под "классической неэффективностью". "Когда бюджетные средства перечисляются, например, в госкорпорации или на счета подрядчиков и не используются на цели, для которых они предназначались, а просто лежат на счетах. Такая заморозка глубоко неэффективна, согласитесь", - отметила Голикова.

Она не исключила, что бюджет РФ на 2017 год может быть однолетним, как и бюджет нынешнего года. "Уже сейчас надо определяться: бюджет 2017 года однолетний или мы возвращаемся к трехлетнему планированию? Но если вернуться к трехлетнему, то уже сейчас надо задуматься, какие структурные реформы в этот бюджет положить и какая структура расходов 2016 года должна стать основной для его формирования", - заявила Голикова.

"Все зависит от степени определенности и от политической воли принимать решения уже сейчас. А их надо планировать и принимать до октября 2016 года", - уточнила она.

"Мы никак не можем определиться с тем самым "дном", которого мы достигли, так как от этого дна нам нужно оттолкнуться", - полагает глава Счетной палаты. "Я имею в виду базовую структуру расходов, а она во многом зависит от эффективности работы, которую мы проведем с имеющимися сейчас расходами, и от тех мер, которые собираемся реализовать", - пояснила Голикова. "Не определившись по стратегическим мерам, пусть даже на среднесрочную перспективу, и не заявив об этом, бюджет на три года спланировать сложно", - заключила она.

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин объяснил "режим ожидания", в который вошло правительство, отсутствием конкретного плана действий в новых условиях. "Нет конкретики: по антикризисному плану цифры назывались сначала в 420 млрд рублей, затем 500 млрд рублей, затем 750 млрд рублей, но теперь выясняется, что 310 млрд рублей уже и так были заложены в бюджет в виде кредитов регионам, а у всего остального нет источников финансирования. В итоге – нулевой результат антикризисных мер. Что касается десятипроцентного сокращения бюджета, оно прошло немного странно, Минфин даже не называл это секвестром. Мне кажется, над бюджетом сейчас летает аура неопределенности", - считает он.

Все проблемы – от отсутствия четкости, подчеркнул эксперт. "Нет четких установок, что делать с бюджетом, как бороться с кризисом. С этим и связано "замирание" правительства – все ждут конкретизации формулировок и определенности бюджетной политики. Все чего-то ждут. На мой взгляд, правительство просто плывет по течению и не готово брать на себя какие-то резкие инициативы по бюджету, то есть все, действительно, ждут решения президента: что скажет Владимир Путин делать, то они делать и будут. Само правительство сейчас не готово что-то инициировать со своей стороны", - заявил он.

В связи с этим Дерюгин ожидает, что и следующий бюджет будет принят только на один 2017 год. "Цены на нефть упорно не хотят расти, и перспектива выхода на нефтяные рынки Ирана явно их вверх не подталкивает. Всемирный банк пересматривает темпы роста мировой экономики в сторону замедления, что тоже играет на понижение нефтяных цен, которое приобретает долгосрочный характер. И я не вижу, как в этой ситуации мы можем вернуться к трехлетнему бюджету, ведь не принято никаких решений по оптимизации расходов даже на 2016 год, не говоря уже о решениях по нашей бюджетной политике на более длительный период. У нас там попросту нет источников финансирования: если сейчас мы будем верстать бюджет на 2018-2019 годы, я не смогу сказать, за счет чего он будет финансироваться", - признал эксперт.

"Один из вариантов – мы должны резко снизить расходы для того, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, но нет установок, что именно снижать. К тому же это будет сокращение не на 10%, а намного больше. Непонятно, какую цену на нефть нужно закладывать, при текущей источников финансирования без сокращения расходов нет – в итоге будет рваться бюджет, и ничем эта дыра закрыта не будет, - обрисовал проблему он, призвав к принятию нескольких важных, пусть и непопулярных решений. - Необходимы повышение пенсионного возраста, резкое сокращение оборонных и социальных расходов, причем все урезать придется очень сильно. Понятно, до выборов в Госдуму и до президентских выборов 2018 года никто таких решений принимать не будет".

"Конечно, нам проще планировать бюджет на один год, чем на три, но последствия таковы, что мы и так недалеко продвинулись в долгосрочном планировании. Мы говорим, что у нас плохой инвестклимат, но дело в том, что бизнес просто не понимает, какую политику мы будем проводить – не понимая этого, бизнес и не идет к нам в страну, и это серьезно тормозит привлечение инвестиций. Мы только перешли на трехлетку, только стали говорить о бюджетном прогнозе, вроде бы делали шаги в правильном направлении, чтобы как-то обрисовать бюджетную политику в будущем – а теперь делаем резко откат назад и полностью дезориентируем бизнес в плане того, что мы вообще будем делать, что будет с Россией", - обратил внимание Александр Дерюгин.

"К примеру, было заявлено, что до 2018 года мы не меняем свою налоговую систему, хотя на самом деле мы ее уже меняем и будем менять очень сильно. Но вот что будет после 2018 года, никто не понимает совсем. И это продолжит очень серьезно блокировать привлечение инвестиций в Россию Таковы долгосрочные последствия однолетнего планирования бюджета. Мы и так их уже ощущаем, то есть мы будем отставать технологически все дальше и дальше, все быстрее и быстрее. Это очень большой минус, который нас ожидает", - заключил директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

10935 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ