Национальные символы, как показывает историческая практика, имеют свойство менять знак с плюса на минус в зависимости от совпадения или несовпадения своего внутреннего содержания с общественно-политическим вектором, - заявила сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Евгения Сватухина.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшний выпуск посвящен национальной символике и ее консолидационной роли в обществе.
"В этой связи интересна и показательна судьба нынешнего национального девиза Франции "Свобода, равенство, братство" и влияние его на национальную идею. Впервые он прозвучал в речи одного из наиболее известных деятелей Великой Французской революции Максимилиана Робеспьера в 1790 году, а затем стал девизом и одним из символов всей Великой французской революции. И более того – консолидирующим фактором, позволившим не только изгнать интервентов-союзников с территории Франции, но и, под звуки "Марсельезы" пронести революцию на своих штыках в соседние страны, "стонущие под пятой ненавистных тиранов". Затем уже армия Наполеона Бонапарта, трансформировав эту идею, принесла буржуазные свободы туда, где еще доминировало обычное право", - поведала эксперт.
"И здесь мы сталкиваемся с той самой переменой знака с плюса на минус, о котором говорили в начале – ведь для царствующих домов Европы Буонапарте был узурпатором божественного права наследственных монархов, для французов же, следовавших идее свободы, равенства и братства, он являл образ лидера, символа, воплотившего идейную основу этого лозунга. Пережив гибель наполеоновской армии, реставрацию Бурбонов и последующий раскол общества, французская национальная идея с неким мессианским оттенком, основанная на триаде свободы, равенства и братства, начала трансформироваться во времена III республики и завершилась во времена президентства Шарля де Голля", - рассказала Евгения Сватухина, уточнив, что исследователь Дмитрий Травин характеризует это следующим образом: "Чисто буржуазное государство, не претендующее ни на мессианские лавры, ни на идеи реализации принципов свободы, равенства и братства, стало в общественном сознании законным преемником революционной республики".
"Исследователь подчеркивает, что в итоге эта трансформация привела страну к идее своеобразного мирного буржуазного лидерства, и сегодня расширение Евросоюза есть в первую очередь, дело Франции – государства, уже не стремящегося осчастливить весь мир, а ставящего себе более скромную цель - рационально обустроить свой собственный дом, что, на наш взгляд, можно считать своеобразной реинкарнацией великой национальной идеи, основанной на триаде "свободы, равенства и братства", - заключила эксперт.