Дорогие иностранные валюты уже сказались позитивно на российском внутреннем туризме – об этом можно судить, в частности, по сегодняшнему заявлению зампреда правительства РФ Дмитрия Козака о вынужденном ограничении доступа туристов к горнолыжным курортам в Сочи. "Мы вынуждены обратиться к туристам с тем, что пока ски-пасс (абонемент на подъемник) на катание на лыжах будут продаваться, преимущественно, только тем, у кого есть места в гостиницах", - сказал он, пояснив, что спрос на сочинские трассы в конечном счете превысит существующие возможности в 1,5 раза.
Сходная статистика была озвучена сегодня пресс-службой ОАО "Курорт Эльбрус": с момента открытия горнолыжного сезона 7 декабря курорт успело посетить порядка 10 тыс туристов. "Горнолыжное Приэльбрусье открылось раньше обычного и стало первым курортом, готовым принимать горнолыжников и сноубордистов", - заявили в пресс-службе "Эльбруса", добавив, что среди посетителей – жители Москвы, Саратова, Ростовской, Волгоградской и Московской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, а также республик Северного Кавказа.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса РАНХиГС Галина Дехтярь, рост интереса россиян к внутреннему туризму напрямую связан с падением курса рубля. "Здесь прямая причинно-следственная связь. Дело заключается в том, что многие туристы, которые заказали туры заранее, в конце лента или сентябре, планируя на Новый год ехать кататься на горных лыжах, в связи с изменением курса валюты постарались вернуть свои деньги. Ведь, если люди заплатили по 250 тыс за горнолыжные туры на 3-4 человек, то теперь им пришлось бы доплатить примерно столько же. При этом у многих туроператоров в договоре написано, что форс-мажорными обстоятельствами является рост валюты на 5%. Туристы, которые возвращают деньги, оплачивают турфирмам фактически понесенные расходы, согласно законодательству", - поведала она.
"В итоге те, кто планировал ехать на недорогие курорты, типа Болгарии, кататься на горных лыжах, быстро перепрофилировались и поехали на курорты нашей страны. В первую очередь, в Сочи, потому что это наиболее благоприятный вариант по сервису, во вторую, на те курорты, на которых доступно бронирование, куда еще можно поехать. Так что это прямая причинно-следственная связь, порождающая переориентацию туризма на внутренний рынок", - подчеркнула Галина Дехтярь.
По ее словам, сохранение курсов иностранных валют на текущих высоких уровнях, безусловно, простимулирует развитие внутреннего туризма в целом. При этом, подчеркнула Дехтярь, необходимо проделать еще очень много работы в сфере туристического бизнеса. "В частности, требуется провести присвоение звездности гостиницам, причем не добровольное, а обязательное. Существует концепция развития стандартизации до 2020 года, и она говорит о соблюдении требований единых стандартов. К таким стандартам, помимо звезд, относятся и другие требования, которые должны выполняться гостиницами, например, понятные людям названия", - отметила она.
Эксперт пояснила, что и турист, бронируя себе тур, и менеджер, продающий ему путевку и несущий ответственность за информирование клиента, должны понимать, что именно они продают и покупают. "Проблема в том, что менеджер часто не понимает, что будет в номере: грубо говоря, будут ли халат и тапочки или не будет даже фена. В связи с этим нужны и единые типы номеров – эта проблема сейчас очень ярко и очень активно выступит, кроме беды туроператоров, у которых колоссальная недозагрузка по зарубежью", - предупредила она.