Президент России Дмитрий Медведев накануне дал интервью британской газете Financial Times, в котором затронул целый ряд аспектов внешней и внутренней политики России, передает РИА Новости.
Отвечая в интервью на вопрос, допускает ли он, что они с Путиным пойдут на выборы одновременно, Медведев сказал, что это трудно себе представить по одной причине, как минимум.
"Дело в том, что мы с Владимиром Путиным (и с моим коллегой, и старым товарищем) все-таки в значительной мере представляем одну и ту же политическую силу. В этом смысле конкуренция между нами, она может пойти во вред, собственно, тем задачам и тем целям, которые мы реализовывали последние годы. Поэтому, наверное, это был бы не лучший сценарий для нашей страны и для конкретной ситуации", - сказал президент.
Отвечая на вопрос, не была бы полезна открытая конкуренция за пост президента для развития демократии в России, Медведев отметил, что участие в выборах заключается не в том, чтобы способствовать развитию лозунга свободной конкуренции, а в том, чтобы победить.
Глава государства при этом признал, что ясность с тем, кто станет кандидатом от власти на выборах, в случае с Россией важна для инвесторов.
"Я считаю, что мы все: и президент, и правительство, и парламент должны сделать все от нас зависящее, чтобы подобного рода неясности не влияли на наш инвестиционный климат. Ведь в чем отличие современной, развитой экономики от развивающейся экономики? А у нас пока развивающаяся экономика. В том, что перипетии власти: кто куда попадет, кого изберут, кого не изберут, в целом не очень сильно отражаются на инвестиционном климате", - сказал Медведев.
Однако, Дмитрий Медведев считает абсолютно неверным говорить об углублении разногласий между ним и премьером Владимиром Путиным.
"Наверное, мы в чем-то по-разному оцениваем сегодня и, допустим, методы достижения тех или иных целей, но я считаю, что это хорошо, что это преимущество. Если вообще на все вопросы смотреть одинаково, никакого движения не будет. Все-таки любое движение - это следствие разрешения тех или иных противоречий. Но считать, что между нами углубляется какой-то разрыв, мне кажется, это абсолютно неверно", - сказал Медведев.
С одной стороны, отметил Медведев, его отношения с Путиным за годы ни в чем не изменились. "Мы действительно давным-давно друг друга знаем, и начинали мы не с отношений: кто-то подчиненный, кто-то начальник. Мы с ним начинали с абсолютно равных позиций. И он, и я работали советниками председателя Ленсовета, а тогда им был будущий мэр Петербурга Собчак. А потом я действительно работал у него (Владимира Путина) в аппарате, в администрации (президента), работал в правительстве, а сейчас Владимир Путин работает председателем правительства, которого я представил Государственной Думе. Поэтому в этом смысле ничего не изменилось", - сказал глава государства.
"Но, с другой стороны, конечно, мы тоже меняемся, и не буду скрывать, что любая должность накладывает на любого человека отпечаток. Могу сказать прямо: президентская должность - должность руководителя страны - очень сильно меняет восприятие жизни, иначе невозможно было бы работать. И, конечно, это тоже сказывается и на каких-то нюансах наших отношений. Это тоже нормально", - говорит президент.
По словам Медведева, нет у него серьезных разногласий и в целом с правительством.
"Это, в конце концов, мой кабинет министров и, более того, там работают все мои товарищи, с которыми у меня многолетние отношения, и никаких существенных разногласий у нас, конечно, нет. Мы можем спорить, и иногда я вынужден, что называется, продавливать свои решения", - сказал президент.
В качестве примера такого "продавливания" он привел решение по обязательным страховым взносам. "Недавно мне пришлось такое решение в известной степени продавить, если хотите, имея в виду решение об уменьшении страховых тарифов, потому что, в общем, все уже было сверстано и, наверное, по разным причинам правительство не хотело это менять, тем более что от этого зависит существование и сбалансированность пенсионной системы. Но в то же время страховые тарифы оказались очень высокими, и ко мне была масса обращений со стороны малого бизнеса и со стороны даже крупного бизнеса. В результате путем консультаций с правительством мы все-таки вышли на решение снизить (страховые тарифы) до 30% по всем видам бизнеса и до 20% по малому бизнесу", - рассказал президент.
Дмитрий Медведев также заявил, что психология государства по отношению к экономике должна измениться - чиновникам необходимо понять, что нельзя вечно командовать бизнесом.
"Государственные служащие должны понять, что нельзя бесконечно командовать бизнесом. Экономика все-таки должна быть саморегулируемой", - сказал Медведев в интервью изданию Financial Times.
По его словам, нужна кардинальная перемена взглядов. "Очень многие руководители из самых лучших побуждений привыкли заниматься ручным управлением: практически по любому вопросу обращаются в Кремль, обращаются к президенту, обращаются к Владимиру Путину, обращаются к министрам. Но невозможно, чтобы так было постоянно. Это ломает систему функционирования экономики", - сказал глава государства.
На вопрос, как можно изменить такой менталитет, президент ответил, что собственным примером.
"Если я нахожу в себе силы от чего-то отказываться, пусть и другие отказываются. Я восемь лет был председателем совета директоров "Газпрома", я тоже занимался оперативным управлением экономикой, потому что "Газпром" - это крупнейшая российская структура. Но в какой-то момент нужно найти в себе силы и сказать: "Хватит, пора менять систему управления", - это первое, а второе - это, конечно, добротное законодательство, которое тоже должно меняться сообразно моменту", - сказал глава государства.
Также Дмитрий Медведев в интервью сказал, что не исключает в будущем возвращения к прежней системе выборов губернаторов, когда они избирались всенародным голосованием, но пока считает нынешний порядок правильным.
"Когда это делать (менять действующую схему), это уже вопрос политической практики. Я не думаю, что это вопрос сегодняшнего и завтрашнего дня. Но эта тема, конечно, не закрыта", - заявил президент.
Медведев отметил, что еще несколько лет назад он довольно безапелляционно сказал, что возвращение прежней системы избрания губернаторов не нужно нашей стране даже через 100 лет.
"Сейчас, пожалуй, я так бы не сказал, скажу вам прямо. Это не значит, что изменилась моя точка зрения на порядок наделения полномочиями нынешних губернаторов. Я считаю, что сейчас это для нас все-таки оптимальная система в силу того, что мы - очень сложная Федерация. Если бы мы уже были по уровню развития такой федерацией, как Соединенные Штаты Америки, или, допустим, Федеративная Республика Германия, тогда может быть любой вариант", - сказал президент.
Он напомнил о проблемах, с которыми Россия столкнулась в конце 90-х годов: национал-сепаратизм, военные действия.
"Поэтому к этому (порядку избрания губернаторов) нужно относиться очень аккуратно. Но это не значит, что, в принципе, для меня сейчас этот вопрос закрыт", - сказал Медведев.
По его словам, его точка зрения по этой проблеме "находится в движении".
Дмитрий Медведев также считает, что в будущем для повышения политической конкуренции барьер для прохождения партий в Госдуму придется снизить до 5% или 3% с нынешних 7%.
"Я хотел бы, чтобы в парламенте, в Государственной Думе, был представлен весь политический спектр", - сказал президент.
При этом, по его мнению, правила выборов в Госдуму менять нужно "аккуратно, а не на 180 градусов".
Медведев считает правильным, то, что в свое время планка для прохождения партий в Госдуму была поднята до 7%. "Я считаю, что, может быть, это и правильно было именно потому, чтобы произошла структуризация политических сил. Не может быть такой ситуации, когда в стране сотни партий. Это несерьезно, это признак недоразвитой политической системы. Но в какой-то момент нам придется принять другое решение и опустить эту планку, для того чтобы была лучшая политическая конкуренция и чтобы те, кто не могут набрать 7%, все-таки могли набрать, например, 5% и войти в Государственную Думу, или 3%. Это вопрос политической целесообразности, в конечном счете", - сказал президент.
По его мнению, в отсутствие политической конкуренции начинают исчезать основы рыночной экономики. "Спорят экономические подходы, и эти экономические подходы генерируют своих лидеров. Коммунисты - сторонники плановой экономики, у них есть соответствующий лидер. А, допустим, другая партия - правая, - она придерживается либерально-консервативных ценностей. У нее должен быть свой лидер. Очень плохо то, что у нас нет правых в парламенте. Есть партии, которые соединяют в себе несколько политических парадигм. Это тоже возможно, потому что сейчас все-таки такого жесткого деления партийного, как это было сто лет назад, уже не существует. Подчас очень трудно разобраться, кто все-таки социалист, а кто либерал. Но, тем не менее, я считаю, весь политический спектр должен быть представлен", - говорит президент.
Россия в этом году может выйти на нулевой дефицит бюджета или в районе 1%, считает президент РФ Дмитрий Медведев.
"В этом году мы можем даже уйти на бездефицитный бюджет или, во всяком случае, его дефицит будет в районе (одного) процента в силу экстенсивных факторов, к сожалению (из-за нефти), но тем не менее", - сказал Медведев.
Власти России, имевшей до кризиса бездефицитный бюджет, на фоне нынешних высоких цен на нефть снизили плановый дефицит бюджета-2011 до 1,3% ВВП с прежних 3,6% ВВП. При этом в ЦБ считают, что удастся выйти на бездефицитный бюджет. В свою очередь в Минфине сетуют на растущие государственные расходы, в том числе военные.
Также Медведев заявил, что Москва использует свои права в СБ ООН, чтобы не допустить принятия а-ля "ливийской" резолюции по Сирии, но другие документы возможны, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.
"Россия использует свои права постоянного члена Совета Безопасности. Но другие призывы, заявления, в том числе и по линии Совета Безопасности, в адрес Сирии - они возможны", - сказал глава государства в интервью британскому изданию Financial Times.
Волнения в Сирии начались в середине марта. По данным оппозиции и правозащитников, с начала антиправительственных выступлений в стране погибло более 1,2 тысячи человек. Сирийские власти возлагают ответственность за беспорядки на "вооруженных бандитов", пользующихся поддержкой "внешних сил". Великобритания, Франция, Германия и Португалия 8 июня внесли на рассмотрение СБ ООН обновленный проект резолюции по Сирии.
"Что я не готов поддержать, так это резолюцию а-ля 1973 по Ливии, потому что мое глубокое убеждение, что из неплохой резолюции сделали бумажку, которой прикрывается бессмысленная военная операция. Во всяком случае, если бы мои коллеги мне сказали, что Вы хотя бы воздержитесь, а мы потом будем бомбить различные объекты, я бы, конечно, дал другие инструкции своим коллегам, которые работают в Организации Объединенных Наций", - сказал Медведев.
Президент РФ отметил, что Сирия перед очень трудным выбором. "Мне по-человечески жаль Президента (Сирии) Асада, у которого очень трудная ситуация. Мы с ним знакомы, я был с визитом в Сирии, Президент Асад был несколько раз с визитом в мою политическую бытность в России. Мне представляется, что он хочет политических изменений в своей стране, он хочет реформ. Но в то же время он отчасти опоздал с ними, из-за этого жертвы, которых можно было бы избежать и которые, конечно, останутся в значительной мере на совести тех, кто стоит у власти", - сказал Медведев.
В то же время, по его словам, если оппозиция применяет силу и стреляет в полицейских, любое государство предпринимает какие-то защитные меры. "Вот в этом смысле, конечно, он (президент Сирии) находится перед очень сложным выбором", - отметил Медведев.
Отметив, что резолюцию СБ ООН по Ливии превратили в прикрытие для бессмысленной военной операции, президент РФ сказал, что ему очень бы не хотелось, чтобы подобное исполнение было бы по сирийской резолюции. "Поэтому этой резолюции в таком виде не будет... Сейчас я не уверен, что нужна любая резолюция, потому что в резолюции может быть написано одно, а действия будут совсем другие. В резолюции будет написано: "Мы осуждаем применение насилия в Сирии", - а после этого взлетят самолеты. Нам скажут: "Ну там же написано, что мы осуждаем, вот мы и осудили, отправили туда некое количество бомбардировщиков". Я не хочу этого. Во всяком случае, я на свою совесть это принимать не хочу", - заключил президент.
В завершении интервью, отвечая на вопрос, уверен ли он, что сможет провести начатые реформы в случае второго срока, несмотря на сопротивление неких сил, Медведев сказал: "Вы знаете, я прямо скажу. Если я буду работать президентом второй раз, как это позволяет наша Конституция, я, конечно, постараюсь сделать все, чтобы реализовать те цели, которые были заявлены: модернизировать нашу экономику и модернизировать наше общество, включая его политическую систему".
По признанию президента, он не уверен, что ему все удастся. "Но мне бы этого очень хотелось, я буду работать для этого", - сказал Медведев.
В 2012 году в России предстоят президентские выборы. До сих главной интригой остается вопрос, кто - Медведев или экс-президент, а сейчас премьер-министр и лидер единороссов Владимир Путин - будет баллотироваться в президенты. Оба до сих пор официально не объявили об этом.
Как отметил Медведев, любой президент обязан хотеть баллотироваться на новый срок. "Другой вопрос, будет ли он для себя это решение принимать или нет, вот это решение несколько отстоит от его желания", - сказал он.
Медведев отметил, что ответ на вопрос, пойдет ли он в президенты, должны дать сами люди.
"И я как действующий политик буду исходить из этого при принятии решения. Я полагаю, что ждать осталось совсем недолго и, я надеюсь, что это будет правильное решение для Российской Федерации и для меня лично", - сказал он.
Медведев считает возможным снижения порога для партий на парламентских выборах до 3-5%
33945 просмотров