На недавнем заседании правительственной комиссии по развитию СКФО в Пятигорске премьер Медведев пообещал, что Кабмин займется более тщательным контролем расходования средств на Северном Кавказе. По данным главы Минфина Антона Силуанова, налоговые льготы на Северном Кавказе выше в среднем в два раза по сравнению с регионами РФ, кроме того, в СКФО слишком много чиновников. Средние расходы на чиновников в России составляют 1,5 тыс. руб. в расчете на одну тысячу жителей, а в Чечне – 3 тыс., в Кабардино-Балкарии – 2 тыс. рублей.
Ситуацию с возможным урезанием финансирования северокавказских субъектов «Вестнику Кавказа» прокомментировал директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
- Нужно ли сокращать расходы на Северный Кавказ? Считаете ли вы, что нагрузка на федеральный бюджет слишком велика при финансировании республик СКФО?
- Главная проблема не количество денег, а как они расходуются. Здесь, наверное, есть какие-то резервы. Что касается объема, то мне кажется, что нет никаких особых перекосов. Проблема, конечно, в освоении средств, чтобы они тратились с пользой для людей, а не оседали в карманах и без того уже состоятельных людей. Это проблема, но ее решение зависит не от Минфина, а от общей обстановки в республиках. И резервы есть, чтобы не допустить нецелевое расходование. Я не думаю, что сам объем средств, которые отпускаются для республик Северного Кавказа, является проблемой.
- Будет ли со временем сокращаться объем средств?
- Я принадлежу к тем экспертам, которые не считают, что это сокращение расходов актуальной проблемой. Сегодня возникла паника по поводу того, что у нас резко сокращаются темпы роста, что страна вовлекается в стагнацию, а некоторые слабонервные даже думают, что будет скоро рецессия. Я не слабонервный, и думаю, что нам удастся избежать рецессии. Конечно, это все ведет к напряженному бюджету, потому что уже не будет такого прироста доходов. Но я бы все равно в панику не впадал здесь.
Мы пока имеем очень хорошие цены на нефть. И судя по всему, мы будем и дальше иметь цены мировые на стабильно высоком уровне из-за обострения международной обстановки в связи с Сирией, Ираном. Наверное, трудно добиться какой-то гармонизации в обозримой перспективе, но если цена на нефть сохранится на уровне 105-110-115 долларов, а скорее всего к этому и идет, то мы можем особенно не беспокоиться, не будем прибегать к лютому сокращению государственных расходов.
- Кавказские республики могут выйти из числа дотационных?
- Я не думаю, что это может быстро произойти, но это реально. Главная проблема – это рабочие места. На Северном Кавказе уровень безработицы доходит до половины работоспособного населения. Поэтому нужно заботиться о приоритетах здесь. Просто структурная политика должна быть и должна жестко выдерживаться. Хотя это легко сказать. Я отдаю себе отчет в том, что это очень трудное дело. Но, по-моему, нет альтернативы никакой. Профессиональное техническое образование плюс точки роста.
- Как бы вы оценили экономические перспективы республик Южного Кавказа?
- Более или менее серьезный экономический рост в Азербайджане. Я там был недавно. Я не узнал Баку. Это, конечно, замечательно. Развитие мощное. И мне кажется, что им удается это каким-то образом эту природную ренту расходовать не только на элиту общества, но и на широкие слои народа. Хотя здесь тоже есть вопросы, что все-таки плоды экономического роста не совсем равномерно распределяются.
Что касается Грузии, то там, конечно, ситуация напряженная, но с другой стороны, она все равно лучше, чем была несколько лет назад. Тогда там дно было видно. Хотя, конечно, такого бурного развития нет, нет экономического чуда, но и нет, слава богу, стагнации, все-таки какой-то рост есть. Малый и средний бизнес развиваются.
Многое, наверное, зависит от России. Все-таки между нами должны быть теплые отношения. Мне очень импонирует улучшение ситуации с Грузии, позиция нового премьер-министра. «Боржоми» появилось, вина хорошие на российском рынке. Пока это только символ, только начало, но я надеюсь, что так и дальше будет продолжаться.