Дискутируемая последние полтора десятилетия проблема улучшения имиджа России в мире еще больше актуализировалась в связи с событиями вокруг Украины. О том, как идет этот процесс, "Вестнику Кавказа" рассказал эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин.
- Павел, как идет формирование позитивного имиджа России и как страну воспринимают в мире?
- Вопрос имиджа страны, национального бренда, позитивного образа активно в последнее время поднимается в России. Существует эта проблематика и на системном уровне, ей занимаются во всем мире. Вопрос этот имеет не декоративное значение, имидж не является некой самоцелью, хорошей картинкой, он имеет сугубо прагматическое значение. То, как страна воспринимается в мире, то как она воспринимается ее же гражданами, формирует и мотивацию действия. Современное общество является обществом потребления. Современная культура- массовая культура, особенно это актуально на Западе. Существуют разные точки зрения, хорошо это или плохо, но это факт, и современные инструменты имиджа, брендинга не могут не учитывать этих реальных условий, то есть мы должны говорить с обществом на одном языке. "Мягкая сила" как инструмент американской политики оперирует именно современными коммуникациями. Это и соцсети, новые медиа, новые подходы, реклама, которая тоже, с точки зрения ее производства, аналогична коммерческой рекламе. Рекламная кампания американской армии создана по всем канонам коммерческой рекламы, чтобы наиболее эффективно воздействовать на общество.
Проблема России заключается в том, что имиджем, брендингом России для зарубежной аудитории и для собственных граждан не производится на системном уровне. Существуют какие-то безусловные победы, как блистательно проведенная Олимпиада в Сочи, не только с точки зрения реальной инфраструктуры, организации, но и с точки зрения имиджевой. До Олимпиады к ней было достаточно скептическое отношение, но уже после церемонии открытия, после коммуникаций, после внедрения сувенирной продукции, атрибутов рекламы повседневной коммуникации, это отношение полностью изменилось.
Другим положительным примером, который свидетельствует о том, что российские государственные коммуникации начинают осваивать современный язык, можно считать долгожданное внедрение знака национальной валюты, знака рубля. Казалось бы, событие достаточно локальное и техническое, но с точки зрения государственной символики имеет большое значение.
- Российский регион сегодня, пожалуй, больше всего нуждается в смене имиджа, это Северный Кавказ. Каким образом можно повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону?
- Во-первых, начать программы и проекты по брендинговому и маркетинговому, политическому, культурному продвижению Северного Кавказа заново, потому что сейчас ситуация поменялась. Многие парадигмы, многие конструкции, которые создавались в тех условиях, сегодня уже не работают. Нельзя создать позитивный образ в какой-то момент, и чтобы он навсегда таковым был. Постоянно нужно отвечать на различные вызовы, постоянно нужно верифицировать, работать с этим образом.
На мой взгляд, работу с Северным Кавказом нужно начать заново. Нужно учитывать новые условия, которые связаны с Крымом. Ведь это переломный момент в отношении к России. Если до крымских событий в СМИ вопрос о перенесении "майдана" из Киева в Москву считался уже делом решенным, то после возвращения Крыма ситуация кардинально поменялась. Это изменение нужно использовать не только для Северного Кавказа, но и для остальных регионов. В этом нет ничего страшного, потому что современные коммуникационные, информационные технологии очень пластичны и позволяют быстро реагировать на ситуации и работать с имиджем, потому что в современном брендинге нет сложных тем, нет каких-то непреодолимых территорий, нет не решаемых ситуаций.