Сегодня в Москве, в ИСАА МГУ прошла российско-китайская конференция "От дискуссий о "шоковой терапии" к современным поискам оптимальной экономической модели", на которую съехались экономисты, политологи, международники и востоковеды двух стран. В кулуарах конференции бывший вице-президент Всемирного банка, один из создателей Китайского центра экономических исследований при Пекинском университете Джастин Линь Ифу ответил на вопросы "Вестника Кавказа".
- Экономисты определяют "новую структурную экономику" как построенную на учете "фактора владения ресурсами" и использовании "преимуществ отсталости". Что это означает на практике?
- Новая структурная экономика - это третье поколение развивающихся экономик.
Первое поколение – это структурализм, который предполагал полный контроль государства над экономикой развивающейся страны в части перемещения человеческих ресурсов, наращивания капитала и развития производств. Например, Россия в период существования Советского Союза.
Второе поколение – это неолиберализм, который исключил государственное влияние на экономику с помощью либерализации, приватизации, развития рыночных институтов. Это Россия уже в период своей переходной экономики.
Третье поколение – новая структурная экономика. Это по сути новая модель экономического развития. Хотя две предыдущие модели – структурализм и неолиберализм – принесли определенные желаемые результаты, но одновременно страны столкнулись со всевозможными проблемами и вызовами для своих переходных экономик. Наша теория не только позволяет лучше понять принципы экономического развития, но и улучшить экономические показатели. Она дает новое представление о том, почему некоторые страны развиваются успешно, а другие терпят неудачу. В прошлом за образец брались развитые страны. Но, как учит нас исторический материализм, экономика – это основа государства, и на каждом этапе развития страны она развивается по-разному. Поэтому и подходы к ней должен быть разными. Новая структурная экономика определяет роль государства и рынка на разных этапах, а также способы их органичного взаимодействия с целью улучшения экономических показателей.
- Какими вам представляются перспективы экономического сотрудничества России и Китая?
- Я считаю, у России и Китая разные конкурентные преимущества, но их экономики могут дополнять друг друга. Экономическое сотрудничество выгодно как россиянам, так и китайцам. Наши народы надеются, что мы сможем строить мирные, дружеские отношения во имя общей цели – улучшения благосостояния и в России, и в Китае. Согласно принципам новой структурной экономики, государство должно помогать частному сектору развивать экономику, исходя из конкурентных преимуществ, которыми страна обладает на рынке. В этом случае любая страна сможет рассчитывать на экономический рост в течение нескольких десятилетий. Особенно это касается богатых природными ресурсами стран.
При должном руководстве и уровне прозрачности Россия могла бы сдавать в аренду свои природные ресурсы, а на вырученные деньги проводить структурные преобразования в несырьевых отраслях, а также финансировать развитие технологий и промышленности. Таким странам как Россия это сделать гораздо легче, чем странам, не обладающим природными ресурсами. Мне кажется, если бы Россия придерживалась такой стратегии, у него было бы блестящее будущее.
Досье. Линь Ифу - один из самых известных китайских экономистов. Защитил докторскую диссертацию по экономике в Чикагском университете. В 2008 – 2012 годах занимал пост главного экономиста и вице-президента Всемирного банка. Разрабатывал рекомендации по монетарной политике, условиям вступления Китая в ВТО, для решения продовольственной, земельной и жилищной проблем. Соавтор программы развития «новой социалистической деревни». Основатель и первый директор Китайского центра экономических исследований Пекинского университета. Работы Линь Ифу издавались и на русском языке.