Вестник Кавказа

Айтен Мустафаева: «С европейской правовой общественностью надо говорить на их языке»

Рамин Назиев, Баку
О конституционных правах граждан, о свободе слова и вероисповедания, о проблемах беженцев в Азербайджане «Вестнику Кавказа» рассказала директор Института по правам человека, депутат Милли меджлиса Айтен Мустафаева.

- Какие шаги предпринимаются по восстановлению прав вынужденных переселенцев и беженцев?

- Мы ведем работу по разъяснению сути этого конфликта в международных организациях, таких как Совет Европы, ОБСЕ. Нашими партнерами с момента зарождения Института было БДИПЧ, Совет Европы, Верховный комиссариат ООН по правам человека. И через эти структуры мы проводили работу по освещению конфликта.
С европейской правовой общественностью надо говорить на их языке. Если мы там будем говорить в стиле пафоса или в стиле трагедии, это не будет воспринято. Поэтому институтом был создан экспертный совет из юристов, политологов, которые составили правовые документы по оценке, например, трагедии Ходжалы. На основе международных документов трагедия Ходжалы квалифицируется как геноцид. Экспертный совет составил правовой документ, который был переведен на английский и французский язык, отправлен всем членам парламента Совета Европы. По армянскому терроризму были подняты проблемы борьбы не только с турками и азербайджанцами, но и с другими народами, например с евреями. Доказательства эти были подняты не нами. Инициаторами были еврейская община в Азербайджане - губинские. На английском и иврите была издана брошюра, которая была разослана в США, Израиль и в другие страны.
В прошлом году был поднят вопрос со стороны Франции по признанию так называемого геноцида армян. Институт по Правам человека сразу отреагировал на это - была выпущена брошюра, где коротко перечислены факты террористических актов армян против французского населения. Это просто для напоминания французам, что такое армянские бандформирования, террористические группы.
Что касается вопросов беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана, то по карабахскому конфликту нами поднята тема возмещения ущерба (экономического, экологического, культурного, материального), нанесенного Азербайджану во время этого конфликта. Эта тема нашла отражение в национальной программе по правам человека, подписанной президентом страны 27 декабря 2011 года. Нам надо собрать документацию, доказательства актов насилия, ущерба. Организуется работа для подачи жалоб в Европейский суд, но еще мы должны добиться создания трибунала и рассмотрения вопроса возмещения экономического ущерба. Это будет большой удар по Армении, потому что возместить экономический ущерб они не смогут ни когда в жизни.

- Недавно отметили 23-ю годовщину со дня трагических событий Баку. Можно ли назвать те события массовым протестом азербайджанского народа против нарушения его прав?

- Если дать правовую оценку, то это был массовый протест против империализма в целом, против нарушения конституционных прав азербайджанского народа. Наш народ проявил большую волю, желание оторваться от империи. Во время событий 20 января были нарушены все конституционные права азербайджанцев, тогда еще граждан Советского Союза.

- Некоторые оппозиционные силы высказывают мнение об ущемлении прав граждан в плане свободы собраний и свободы слова. Так ли это?

- Если они об этом заявляют, то значит уже есть свобода слова. Сегодня у нас в газетах пишут что угодно, интернет не контролируется. Там есть разные блоги, обсуждения, темы. Я сама, когда есть время, захожу и смотрю, чем дышат люди, что обсуждают. Иногда вижу абсурдные темы. Свобода слова безгранична. Свобода собраний тоже обеспечена, но в контексте учета прав других граждан – не нарушения их спокойствия. То есть отведены места, где люди могут собираться, выступать. Если слова наполнены смыслом, то не имеет значения, где ты их произнес. Ведь если кто-то говорит правду, то она позовет за собой народ и в микрорайоне, и на скачках, и на мотодроме, и на нефтяной вышке. Если же слова не имеют социальной смысловой базы, то их хоть на главной площади выкрикивай - никто не откликнется на эти идеи.

- На каком уровне в Азербайджане свобода вероисповедания?

- Это серьезная проблема, и она инспирируется из вне. Есть силы ха пределами Азербайджана, которые пытаются использовать эту тонкую тему, чтобы нарушить спокойствие. Азербайджан издревле был толерантной страной, многонациональной, многоконфессиональной, для нас вообще нет о понятия «другая религия», «другая вера». У нас в последнюю очередь спрашивают, какой ты национальности, тем более, какой ты веры. В последние годы по всему миру появились деструктивные секты, которые направлены против основных религий и работают на дестабилизацию общества. Есть в Европейской конвенции девятая статья «О свободе вероисповедания», где говорится, что свобода вероисповедания может ограничиться там, где есть угроза общественной безопасности, безопасности людей. Деятельность таких сект должна быть ограничена. Надо защитить в первую очередь азербайджанскую молодежь, потому что она легко поддается влиянию таких сект. По этой теме у нас недавно прошла конференция, был издан большой сборник международных, региональных и национальных правовых документов на азербайджанском, русском и английском языках, чтобы наши политики, общественные деятели, парламентарии могли опираться на конкретные международные документы, когда говорят на эту тему.

С какими проблемами к вам приходят избиратели как к  депутату Милли меджлиса?

- В основном, с бытовыми проблемами - кого-то сняли с работы, кто-то попал под сокращение, кого-то волнуют вопросы благоустройства, отопления. Мы все вопросы стараемся решать.
35265 просмотров