Официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев прокомментировал в интервью «ВК» основные аспекты внешней политики Азербайджана.
- Как вы можете оценить нынешние российско-азербайджанские отношения?
- Уровень российско-азербайджанских отношений на сегодняшний день очень высок, их можно назвать отношениями стратегических партнеров. Во всех сферах и на всех уровнях Москва и Баку построили взаимовыгодные отношения, которые с каждым днем развивается. Между нашими странами существует высокий темп двусторонних визитов, в том числе на высшем уровне. Азербайджан и Россия имеют хорошие связи на уровне экспертов, политологов, журналистов. Нельзя не отметить ту важную роль, которую играет Россия в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Россия, как и Азербайджан, безусловно, заинтересована в развитии двусторонних отношений во всех отраслях. Совсем недавно между двумя странами закончился процесс делимитации приграничной линии – это большой успех, это был долгий процесс который, наконец, завершился без каких-либо недоговоренностей. Конечно, в этом процессе остались вопросы, но это вопросы чисто технического характера, которые тоже почти решены. Главное, существует обоюдное решение о скором завершении этого важного процесса. Также решен вопрос на уровне двух государств, по поводу двух деревень, которые находятся на территории Азербайджана и преимущественно населены выходцами из Дагестана. Москва и Баку и в этом вопросе пришли к полному консенсусу, нет закрытых вопросов. Сегодня сами жители деревень должны решить, где они хотят жить.
Сегодня сфер сотрудничества Азербайджана и России становится все больше, и существует много пунктов, по которым позиции Москвы и Баку совпадают почти полностью. Мы заинтересованы в еще большем укреплении наших двусторонних отношений и, думаю, это произойдет. Избранный президент Владимир Путин еще во время своих предыдущих двух президентских сроков приезжал в Баку и высказывался за упрочнение наших отношений. Кроме того, азербайджано-российские отношения сегодня на таком уровне, когда впереди можно ожидать только прогресса, а не наоборот. Вне зависимости от того, кто будет у власти в России в последующие годы, отношения будут укрепляться. Торговый оборот с Россией у Азербайджана растет из года в год. Можно упомянуть о развитии отношений двух стран и в коммерческой отрасли – между странами существует высокий уровень сотрудничества деловых кругов. Также необходимо упомянуть отрасль образования, к которой существует большой обмен опытом между Баку и Москвой.
- Что можно сказать, об успехах Азербайджана на дипломатической арене в последние годы?
- Азербайджан сегодня усиливает свое мировое значение, активно участвуя во многих международных организациях, таких как Совет безопасности ООН, Движение неприсоединения, Организация исламского сотрудничества. Недавняя встреча глав МИД Азербайджана, Турции и Ирана, которая прошла на территории Азербайджана в Нахчивани, доказала, что Баку высоко ценит региональное сотрудничество и заинтересовано в развитии региона. Баку недавно был приглашен в качестве специального гостя на саммит большой двадцатки. Такой формат - формат лидеров, и быть среди лидеров и участвовать в дискуссиях на таком мероприятии - это для дипломатии Азербайджана шаг вперед.
Также Азербайджан на уровне президента был приглашен на ядерный саммит, который пройдет в Сеуле. Азербайджан превращается из регионального лидера в сильного международного игрока. Азербайджан усиливает свой экономический, военный потенциал, что естественно, для страны двадцать процентов территории которой, оккупировано. Сегодня вся внешняя политика Азербайджана направлена на укрепления имиджа достойного и надежного партнера на мировой арене. Возрастающая роль Азербайджана в рамках международных организаций - избрание страны в СБ ООН, избрание Азербайджана в ведущие должности ряда авторитетных структур ЮНЕСКО, вступление в Движение неприсоединения - все эти моменты указывают на то, что позиции Азербайджана в мире усиливаются.
- Как вы оцениваете процесс нагорно-карабахского урегулирования? И какова роль России в этом процессе?
- Мы все были свидетелями того, как президент России Дмитрий Медведев взял на себя роль посредника между лидерами Азербайджана и Армении - сторон нагорно-карабахского конфликта. Мы очень высоко ценим усилия российской стороны и лично президента Медведева, мы надеемся, что такое посредничество будет иметь место и дальше. Мы надеемся также, что посреднический формат ОБСЕ – Минская группа, станет более активной в решении нагорно-карабахского конфликта. В этом есть большая нужда, так как затягивание периода нерешенности конфликта, который, кстати, не заморожен, как многие думают, и к которому многие страны относятся с позиции двойных стандартов, затрагивает весь регион.
Четкую оценку ситуации вокруг Нагорного Карабаха должен дать Евросоюз. Мир должен отреагировать на тот факт, что Ереван игнорирует четыре резолюции Совбеза ООН, которые призывали к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана. Это тем более удивительно, если учитывать, как быстро исполняют резолюции СБ, такие как резолюция по Ливии, игнорирование Арменией призывов ООН, ставит под сомнение весь смысл института.
Нагорно-карабахский конфликт должен быть решен, так как если в столь важном стратегическом районе вспыхнет война, это автоматически сделает уязвимым весь регион, что не может не волновать географических соседей Южного Кавказа. Опасности размораживания конфликта должны служить катализатором усилий медиаторов, в том числе лидеров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, помочь сторонам как можно скорее найти решение конфликта, основанное на нормах международного права.
Сегодня конфликт не решен, и азербайджанские земли находятся все еще под оккупацией и миллион азербайджанских беженцев и временно перемещенных лиц так и не вернулись в свои дома. Это не может не беспокоить азербайджанские власти. К сожалению, последние выступления президента Армении президента Сержа Саргсяна, говорят о том, что официальный Ереван настроен очень негативно. Все высказывания армянского руководства направлены на фиксацию статус-кво и соответственно на срыв переговоров. Видимо, Ереван, хочет занять удобную позицию агрессора, но возложить при этом вину на кого-то другого. Обвинять Азербайджан в чем-то абсурдно, так как территории Азербайджана оккупированы армянскими вооруженными силами, а не наоборот. Более того, уже много лет международное сообщество призывает Ереван к выводу вооруженных сил с оккупированных территорий. Однако Азербайджан беспокоит то, что международное сообщество порой закрывает глаза на фактическое нарушение и пренебрежение ценностями международных отношений, на которых основан современный мир – к примеру на принцип территориальной целостности. Невозможно игнорировать этот самый важный принцип, на котором базируется все система международных отношений и благодаря которому функционируют все современные государства. Мы не против принципа самоопределения, который также можно отнести к Нагорному Карабаху, однако, этот принцип должен реализовываться в рамках территориальной целостности Азербайджана, и такие механизмы существуют. Мы никогда не говорили, что не признаем права армян Нагорного Карабаха, наоборот, они наши граждане и они получат большую заботу и внимание со стороны Баку. Кроме того, Азербайджан готов предоставить особый статус Нагорному Карабаху и высокую степень автономии, но, разумеется, в рамках территориальной целостности Азербайджана. Однако наши предложения были проигнорированы властями Армении.
Думаю, международное сообщество не должно закрывать глаза на стремление Еревана, построить второе армянское государство. В XXI веке силой менять границы одного государства в свою пользу – недопустимо. Мировое сообщество не должно в этой ситуации бездействовать. То, что МГ ОБСЕ регулярно посещает регион, встречается с руководством обоих государств, проводит мониторинг на линии соприкосновения огня – позитивный момент. Однако отсутствие результатов на протяжении 20 лет – это почти провал. Нерешенность этого конфликта несет большую опасность, так как он может вспыхнуть в любой момент, что ставит под угрозу весь регион. Мы видим, как конфликт уже сказался на развитии Южного Кавказа, хотя сам Азербайджан делает все, для того, чтобы регион развивался. Экономика Азербайджана напрямую влияет на экономику региона, так как 80% доли ВВП всего региона, составляет ВВП именно нашей страны. Но, несмотря на это, конфликт негативно сказался на региональном сотрудничестве, и катастрофически на экономическом положении самой Армении. Сегодня застой через который проходит страна не имеет прецедента. Так же как и демографический кризис – страну покидает 80-90 тысяч граждан ежегодно. Руководство страны должно задуматься, нужно ли в угоду своим амбициям доводить страну до разрухи? Сегодня главный вопрос в том, есть ли у Еревана политическая воля решить нагорно-карабахский конфликт. К сожалению пока, власти Армении делают все, чтобы сохранить существующее положение дел.
Думаю, решение нагорно-карабахского конфликта – неизбежно. Это конфликт не может оставаться неурегулированным долго.
- Как вы оцениваете роль народной дипломатии в процессе урегулирования? Можно ли считать отказ Еревана от участия в Евровидении шагом в сторону от налаживания диалога между двумя странами?
- Мы всегда верили в народную дипломатию. Мы считаем, что народная дипломатия может быть очень эффективной, при наличии воли обеих сторон. Сегодня есть большая воля с азербайджанской стороны. Но, к сожалению, судя по всему, с армянской стороны, такая воля отсутствует. Мы были свидетелями блокирования со стороны Армении встреч азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха в Берлине и в Париже. Представители азербайджанской общины при этом приехали на встречи, так как Армения в последний момент отказалась от этой встречи. Естественно представители общин должны встречаться. Представители азербайджанской общины должны иметь возможность поехать в Нагорный Карабах, увидеть свои дома, могилы предков. Они имеют законное право и мировое сообщество не должно закрывать глаза на ущемление прав этих людей. Мы стремимся к налаживанию общения между двумя общинами, но официальный Ереван блокирует все попытки такого рода, не понимая, что позиция Азербайджана - налаживание мирного сосуществования двух общин на одной земле, как это было когда-то, самый верный путь к миру в регионе.