Вестник Кавказа

Эдуард Шеварднадзе: «Рейкьявик был интеллектуальным прорывом во взаимоотношениях между СССР и США»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

На днях в США и во всем мире отметили 100 лет со дня рождения Рональда Рейгана. В Грузии к сороковому президенту Америки всегда относились с огромным уважением и даже восхищением. На заре движения за независимость - в 1987 году - лидеры (как их тогда называли) «неформальных националистических организаций», воодушевленные словами Рейгана об «империи зла», направили ему письмо с просьбой помочь Грузии в борьбе за выход из состава СССР. Председатель Национал-демократической партии, ныне покойный Георгий Чантурия, в одном из первых своих интервью заявил: «Перестройка - это вовсе не добрая воля Горбачева, а вынужденная реакция на планы президента (США) по строительству космических систем обороны. В Москве просто поняли, что холодную войну проиграли». Рейган, конечно, не ответил, но авторов письма стали часто приглашать в посольство США в Москве «для получения более полной информации». Да и нынешний президент Грузии, говоря о России, часто вспоминает изречение об «империи зла» и называет Рейгана «примером верности идеалам свободы».

Рональд Рейган сыграл значительную роль в истории XX века. Во всяком случае, его второй половины, когда мир погрузился в «холодную войну» и «гонку вооружений». Судьба открыла ему ворота в историю, невзирая на личные качества, интеллектуальный уровень и политический опыт. Вспомним, хотя бы, анекдотичные высказывания бывшего актера средней руки (ставшего лидером сверхдержавы) о «внезапном наводнении в Венеции» и многое другое, по сравнению с которым даже «бушизмы» кажутся не такими уж и смешными. Тем не менее феномен Рейгана подтверждает тезис о том, что личность способна сыграть судьбоносную роль в истории, если у него хватит воли и сил, стать во главе движения исторических сил, да еще и почувствовать свой «звездный час» в бесконечном водовороте человеческого мироздания.

О Рональде Рейгане ВК беседовал с бывшим президентом Грузии и бывшим главой советского МИДа, Эдуардом Шеварднадзе. В последнее время Эдуард Амвросиевич часто болеет и редко общается с журналистами, но он любезно согласился вспомнить некоторые детали своего общения с президентом США.

- Эдуард Амвросиевич, исполнилось сто лет со дня рождения Рональда Рейгана. Что интересного вы могли бы вспомнить из опыта своего общения с ним?

- Знаете, перед первой моей встречей с Рейганом мне говорили, что он ненавидит Советский Союз и называет СССР «империей зла». Тот, кстати, этого не отрицал во время нашей встречи и прямо сказал: «Да, я считаю вас представителем империи зла, но исходя из законов дипломатии, все-таки встречаюсь с вами и готов иметь с вами дело». Во время второй встречи он был настроен несколько по-другому. Слов об «империи зла» не повторял. Беседа уже проходила в форме ланча. Рейган смеялся и рассказывал анекдоты. Я к нему обратился с вопросом: «Мистер Рейган, вы по-прежнему считаете, что я представитель «империи зла?». Он ответил коротко и твердо «Нет!». Затем мы встречались уже в то время, когда Рейган не был президентом и болел. Его болезнь называется «синдром Альцгеймера». Мы беседовали, он позвал помощника и сказал: «Что со мною происходит? произошедшее 20 лет назад помню, а что произошло вчера – уже нет!»

- Мы помним историческую встречу Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в Рейкьявике в 1986 году. По завершении переговоров Михаил Сергеевич, ко всеобщему ужасу, заявил, что переговоры лидеров двух ядерных сверхдержав провалились. Вы участвовали в том саммите. Действительно ли все было столь драматично?

- Естественно, я хорошо помню этот саммит. Действительно, они ни о чем не договорились. Но все-таки, Рейкьявик был интеллектуальным прорывом во взаимоотношениях между СССР и США. Так что, оценка Михаила Горбачева тогда была неверной. Наоборот, он должен был сказать, что встреча в Рейкьявике была интеллектуальным прорывом в отношениях между странами.

- На ваш взгляд, насколько актуален опыт Рональда Рейгана в нынешних условиях с учетом отношений между Вашингтоном и Москвой?

- Другие времена и разные вещи, разные проблемы. Я семь раз встречался с Рональдом Рейганом. Это был очень интересный человек и он жил именно в свое время. Актер, ставший президентом.

- Что было самым важным вопросом в ходе вашего общения с Рейганом, который удалось-таки решить Москве и Вашингтону?

- Конечно, объединение Германии. Конкретные вопросы решали министры иностранных дел и потом докладывали руководству.

- Спасибо, Эдуард Амвросиевич. Желаем вам здоровья…

- Я здоров!

- …и ста лет жизни.

- Сто лет это очень мало.

37460 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.