Вестник Кавказа

У России много зерна, но мало семян

Прогноз социально-экономического развития России на 2015 год, сделанный Минэкономразвития, выглядит не слишком обнадеживающе. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, санкционный режим сохраняется и сохраняется жесткая конъюнктура сырьевых рынков –цена нефти 50 дол. за баррель, газа – 222 дол. за тыс. кубометров. Идет сокращение экспорта, наблюдается высокий отток капитала. Все это приводит к существенной инфляции, изменению курсовых соотношений, снижению потребительского спроса и розничного товарооборота. Источником экономического роста в такой ситуации становится чистый экспорт за счет импортозамещения.

На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал несколько распоряжений о распределении более 35,7 млрд руб. субсидий региональным бюджетам на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а с начала февраля был введена экспортная пошлина для стабилизации цен на зерно и хлеб.
После введения экспортной пошлины и решения министерства сельского хозяйства РФ не повышать минимальные закупочные цены для интервенционного фонда цена на пшеницу в России начала снижаться. Как заявил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, другие отрасли в отличие от зерновой так жестко не регулируются сегодня, несмотря на то, что там куда более динамичные процессы происходят, чем на зерновом рынке: "С 1 февраля введены пошлины, с 17 декабря работают административные ограничения на экспорт. 17 декабря вышла телеграмма РЖД и перестали грузиться вагоны в адрес портов, а вслед за этим Россельхознадзор перестал выдавать сертификаты, Роспортналзор перестал выпускать суда из акваторий портов. Росавтодор предпринял меры, ограничив нагрузку на ось по дорожному покрытию, большегрузы у нас встали".
По словам Злочевского этот комплекс мер привел к тому, что "январский экспорт составил 2,3 миллиона тонн зерна – абсолютный рекорд январских вывозов за все исторические времена. Из них 2,1 миллиона тонн пшеницы. Дело в том, что трудности начались в декабре, поэтому декабрьские недовывезенные объемы легли на январь… То есть в январе мы сконцентрировали недовывезенный декабрьский объем, и естественно сконцентрировали, "стащили" на январь объемы будущих периодов в преддверии введенной пошлины. То, что было законтрактовано и должно было выехать в феврале, а некоторые даже и мартовские контракты, все отгрузились раньше и все легли на январь в преддверии введения пошлин... То есть рынок адаптировался и научился работать ограничениями. Как показала январская практика, несмотря на все ограничения вывозить удается".

По словам президента РЗС, Россия однозначно будет оставаться экспортером зерна: "У нас слишком много зерна производится. У России практически нет шансов вернуться в стан импортеров… От экспорта мы не избавимся никогда". Однако зерно Россия импортирует, и чтобы избавиться от импортозависимости в области выращивания семян, Злочевский предлагает привлечь зарубежные генетические компании: "Нам надо сделать то, что с успехом реализовано в животноводстве. Мы сейчас не пугаемся того, что у нас вся животноводческая генетика иностранная, а поначалу мы завозили племенной скот в бешенных количествах. Сейчас же мы организуем свои генетические центры в России, которые на этой же иностранной генетике работают, но находятся они на территории нашей страны. Как только мы посадим на российскую почву такие же селекционно-генетические центры в семеноводстве, у нас и проблем не будет. Не будет и импортозависимости".

9630 просмотров