Армянское общество стало свидетелем довольно странного явления. Посол США в Армении Джон Хефферн, глава Ереванского офиса ВБ Жан-Мишель Хаппи, ряд других иностранных дипломатов и экспертов на проходящем в Ереване третьем ежегодном пенсионном форуме в один голос поддержали насильственно внедряемую правительством с 1 января 2014 года обязательную пенсионную накопительную систему. До этого представители демократического мира привычно клеймили практически все начинания правительства Армении, за исключением мер направленных на выплату внешнего долга.
Выступая на открытии форума, премьер-министр Тигран Саркисян, выделив в качестве главной проблемы отсутствие доверия общества, признал его объективность. Саркисян пообещал недовольным “шаги правительства, направленные на смягчение объективного недовольства”, почему-то воздержавшись от их перечисления. Все остальные аргументы в речи премьера отдавали привычным популизмом и откровенной демагогией.
Удивление вызвала пламенная речь Джона Хефферна выразившего уверенность в том, что пенсионная реформа обеспечит гарантированную и соразмерную пенсию будущих пенсионеров, выведет из тени данные об их зарплатах, улучшит налоговое администрирование, снизит коррупционные риски и послужит стимулом для экономического развития Армении. Послу США устами главы своего Ереванского офиса Жана-Мишеля Хаппи вторит Всемирный банк, считая внедрение в Армении новой накопительной пенсионной системы "шагом в верном направлении". Экономист ВБ считает, что действующая система больше не обеспечивает щедрые выплаты постоянно растущему числу пенсионеров, и "если сегодня не будут предприняты смелые пенсионные реформы, пострадают сегодняшние молодые и бедные пожилые люди".
Поведение посла вызвало недовольство граждан, борющихся против насильственного внедрения накопительной системы. Столь любимые американцами Facebook и Twitter запестрели статусами, осуждающими заявление Хефферна. Основные из них касаются недопустимости вмешательства посла США во внутренние дела Армении. Активисты убеждены, что Хефферн не должен был позволять себе давать оценки закону, оценку конституционности которого еще не дал Конституционный суд Армении. Член инициативы “Я против!” Давид Манукян посоветовал послу предложить столь горячо одобренный им вариант пенсионной системы в Армении правительству и общественности США.
Между армянской и американской системами обязательного соцобеспечения существует огромная разница. В отличие от Армении, граждане которой почему-то должны доверить свои деньги частным иностранным компаниям, в США о сохранении средств, предусмотренных на старость, заботиться государство, которое и гарантирует их возврат. Тем не менее даже в США сегодня пришли к выводу о необходимости пенсионных реформ, аргументируя это тем, что даже подобная система может обанкротиться.
Активисты движения "Я против!" продемонстрировали собравшимся на форуме свое нежелание адаптироваться к пенсионным реформам, фактически провалив мероприятие. Ворвавшись с плакатами в конференц-зал, молодежь выкриками "Мы против обязательной накопительной пенсионной системы!", "Позор властям!" выразила свое отношение к накопительному процессу. К счастью для премьера, он успел покинуть мероприятие до прихода классовых врагов. Примечательно, что активистам в праве выступить и представить точку зрения общества организаторами было отказано, и они силой были выведены на улицу. Впрочем, вместе с ними мероприятие стали покидать и его участники.
Причины недемократического поведения посла США и фактически курируемого Штатами ВБ просты. Управлять новоявленными пенсионными активами, объем которых в первый год составит 41-44 млрд драмов будут два частных фонда. Дочка Societe Generale и Credit Agricole - французская компания AMUNDI и аффилированнная с Thalanks Asset Management немецкая C-Quadrat. А 40% пенсионных активов будут обращаться за пределами Армении. Говоря простым языком, “доля” западных компаний и того же ВБ предусмотрительно была выделена армянским правительством с целью обеспечения их поддержки в своем славном начинании. На этом фоне вопрос соответствия пенсионной реформы демократическим нормам естественным образом был оттеснен на второй план.