У азербайджанцев есть несколько праздников, отмечаемых с древних пор и связанных с земледелием, скотоводством и сбором урожая. Новруз байрам, объединяющий все эти праздники, знаменует приход всего нового, пробуждение природы. Он отмечается в день весеннего равноденствия, но народ готовится к этому празднику уже с февраля.
Большинство традиций Новруза связаны с поклонением воде, которая считается символом очищения от грехов и спасения души. Отмечают праздник несколько дней подряд, считая его не только днем равноденствия, но и равенства людей, сплоченности народа.
Связанные с проведением праздника обычаи - прыжки через костер, коллективное исполнение танца “Яллы”, массовые зрелищные игры - нашли отражение в наскальных изображениях Гобустана, который считается одним из древнейших очагов мировой цивилизации. И сегодня жители окрестных сел Гобустана, расположенного на побережье Каспия, в дни Новруза отправляются к этим наскальным изображениям, чтобы исполнить праздничные обряды.
Азербайджан – страна нефти, газа, грязевых вулканов. Извергающийся из недр Апшерона огонь веками привлекал в Азербайджан множество огнепоклонников с обширных территорий от Ближнего и Среднего Востока до Индии. Они почитали эти места как священные. Здесь и кроются корни связанных с огнем обрядов, обычаев, традиций древнейшего праздника.
Как и столетия назад, сейчас накануне Новруза азербайджанцы празднует последние четыре вторника зимы - “илахыр чершенбе”. Эти вторники символизируют землю, воду, огонь, ветер - четыре элемента, составляющие основу бытия.
В древности слово «новруз» переводили как «новый день» или «начало нового урожая». До сих пор готовятся присущие только азербайджанской кухне и Новрузу сладости: шакер-бура (сдобные пирожки со сладкой ореховой начинкой и пряностями), шор чорейи (слоеная лепешка с пряной начинкой), биши (слоеная, сладкая масляная лепешка), кубинская, гянджинская, бакинская пахлава (слоеное с ореховой начинкой мучное изделие), фесели (масляные лепешки), кульча – сдобный пряный сладкий хлеб, халва из сямяни (проросшей пшеницы). Для сямяни замачивается горсть пшеницы, символизирующая изобилие и достаток, причем этот ритуал сопровождается песней “Сямяни, храни меня, ежегодно буду растить тебя”. Человек как будто договаривается с горстью пшеницы, что они будут оберегать друг друга.
В Новруз ни в коем случае нельзя рубить деревья, зато посадить дерево – считается хорошим знаком. Сажают в праздник тутовые, фиговые и каштановые деревья. Продолжая эту традицию, в современном Азербайджане в дни Новруза закладывают парки, сады.
Кто собрался построить дом, верит, что его фундамент лучше заложить в дни Новруза, чтобы этому дому всегда сопутствовала удача.
Одно из золотых правил Новруза гласит: нельзя в эти дни проклинать, лгать, сплетничать, словом, следует остерегаться дурных поступков. Особо осуждается неряшливость и безалаберность, поэтому в домах наводятся порядок и чистота, люди обновляют свою одежду. Неписаным правилом считается примирение без посредников всех, кто в ссоре. Считается грехом не прощать тех, кто признает свою вину.
Второй день Новруза азербайджанцы называют Днем отцов-дедов (родительским) и ездят всей семьей на могилы родных и близких.
В дни Новруза по всему Азербайджану проходят музыкальные меджлисы (собрания), ашуги и народные певцы – ханенде исполняют песни, канатоходцы демонстрируют свое искусство, пехлеваны (народные борцы) состязаются в силе, на площадях разыгрываются спектакли, в частности, комический спектакль “Коскоса”.
Давать в долг в Новруз остерегаются, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существует неписаный обычай - одаривать людей праздничной “долей” (новруз пайы). На поднос укладываются праздничные лакомства, сямяни, свечи, хонча и отсылаются соседям и друзьям. Этот поднос не положено возвращать пустым, так как в этом случае дом лишится достатка.
Подарки желательно подносить не только азербайджанцам, но и представителям других наций, чтобы и они смогли разделить радость праздника.
Праздник солнца и огня -1
Рамин Назиев, Баку
13050 просмотров