В преддверии летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая проходила в Хельсинки с 5 по 9 июля, МИД Финляндии отказал во въезде в страну находящимся под санкциями Евросоюза спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и ряду депутатов-членов делегации РФ в ПА ОБСЕ. В знак протеста российская делегация решила в полном составе не ехать в Хельсинки. Позже, принимая в Москве председателя ПА ОБСЕ Илкке Канерве, Нарышкин заявил: "Для ПА ОБСЕ это такое пятно позора, которое навсегда останется в истории этой организации, к которой мы относились и относимся с большим уважением".
Между тем, итальянская делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ осудила исключение России из числа участников летней сессии.
Как заявил член итальянской партии "Лига Севера", координирующей отношения с Парламентской ассамблеей ОБСЕ Клаудио Д`Амико, в свое время присутствовавший на крымском референдуме и входивший в состав наблюдательной миссии ОБСЕ, «отношении Российской Федерации двойные стандарты применяются постоянно. На последнем заседании ПА ОБСЕ в Хельсинки ситуация была очень тяжелой. Прежде всего, речь идет об отказе во въезде, предоставлении виз некоторым российским парламентариям, в частности, спикеру Госдумы господину Нарышкину. Европейские парламентарии допустили серьезную ошибку, осудив российских политиков, законно избранных в российский парламент, за их мнение и за то голосование, которое они провели в процессе заседания. Это серьезное нарушение, серьезный прецедент».
Д`Амико напомнил, что в начале года спикер Госдумы участвовал в страсбургской сессии Евросовета, который считается наднациональным, надевропейским органом. «Этот орган не подчиняется санкциям по лишению визы российского парламентария, и Франция не отказала во въезде. А вот финское правительство отказало, сославшись на то, что председатель Госдумы и еще пять российских парламентариев были введены в «черный список» Евросоюза. Это было нарушение права парламентария голосовать, и голосовать в том числе по вопросу вступления Крыма в Российскую Федерацию. Это было выбором и того и другого парламентского заседания. В этом заключался двойной стандарт».
По словам итальянского политика, «Парламентская Ассамблея сослалась на то, что у нее нет постоянного места пребывания в Финляндии, а в Страсбурге оно есть. Каждый год заседания ОБСЕ проводятся в разных странах. Поэтому официальным местом проведения Парламентской Ассамблеи ОБСЕ является та страна, которая избирается председателем. Зимняя сессия постоянно проводится в Вене, но в физически парламент там не располагается – сессия проходит в конференц-зале, который используется в других целях в течение года, поэтому до зимней сессии не бывает голосования, просто происходит обсуждение определенных вопросов. В этом смысле Хельсинки является официальным местом проведения ПА ОБСЕ, поэтому ЕС должен был предоставить визы. Предложение финского правительства не выдать въездные визы было абсолютно ошибочным, ответственности лежит на г-же Могерини, которая отвечает за внешнюю политику Евросоюза. Она из моей страны, но она ничего не сделала для того, чтобы предотвратить этот случай. Российская делегация отказалась от участия. Мне кажется, что это корректный выбор - или все, или никто».
Между тем, выражая позицию депутатов Госдумы председатель комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил: "Несмотря на решение Хельсинки, мы для себя позиционируем ПА ОБСЕ как основную из европейских межпарламентских площадок для того, чтобы рассматривать там самое чувствительное досье, в том числе связанное с украинским конфликтом. Другое дело — насколько будет конструктивно это сотрудничество. Депутаты все равно задействуют потенциал европейской парламентской дипломатии для того, чтобы, во-первых, в плоскости межпарламентского общения не давать возможности распространять лживую информацию о развитии событий на Украине и, во-вторых, чтобы на площадке ПА ОБСЕ продвинутся с коллегами из разных национальных делегаций вперед в поиске реальных путей выхода из кризиса. Какое-либо бездействие является для нас просто-напросто преступным".