Новую картину Георгия Параджанова (племянника Сергея Параджанова) «Все ушли», участвовавшую в конкурсе «Перспективы» 34-го Московского международного кинофестиваля, взявшую гран-при фестиваля в Выборге «Окно в Европу» и вышедшую на кинофестиваль «Московская премьера», уже назвали самым ярким кинематографическим событием уходящего лета.
Кинокритики отметили нескольких главных героев фильма. Это и город - режиссер проводит нас по Тбилиси, заглядывает в разные дома, где каждая семья оказывается счастлива или несчастна по-своему. Это и самые разные люди – Параджанов показывает хроники их жизней: свадьбы и похороны, любовные и мистические связи. Но главным героям ленты киноэксперты называют атмосферу, а не событийный ряд. Камера становится здесь отдельным героем – наблюдающим не за людьми и событиями, а фиксирующая запахи, звуки, цвета, движения ветра. Как отмечают критики Профисинема, «образ-воспоминание становится ключевым для героя этой картины, открывая пространство для кинематографического образа-времени. Образ-воспоминание проявляет себя обычно в фантазиях, грезах, снах, deja-vu, встречах с другими персонажами, только внешне кажущимися бытовыми, но в фильме «Все ушли» они существуют и проявляются по другим правилам. Образ-воспоминание имеет непосредственную связь с прошлым в любой момент восприятия (т.е. этот образ обладает чистой виртуальностью), а кино позволяет его кристаллизовать, добившись неразличимости реального и воображаемого, настоящего и прошлого, актуального и виртуального. В фильме Параджанова происходит интересная игра этих понятий: зрители изначально погружены в систему образа-воспоминания, а герой планомерно приближается к его конечной точке по мере движения».
О фильме «ВК» рассказал сам режиссер: «Это картина о том, как 20 лет спустя герой фильма возвращается в город своего детства, в свой родной город. К сожалению, он там уже никого не находит из живых. Он попадает в свой разрушенный (будем говорить не «разрушенный», а «запущенный») дом, и перед его глазами возникает все его детство, которое идет в течение всего фильма. В конце фильма он приходит к гадалке Нине. Это мистический персонаж, который должна была у меня играть Лора, жена Тонино Гуэрра. Тонино должен был у меня сниматься в фильме, должен был играть старого травмайщика. Он не виноват, но он нас подвел, и Лорочку подвел тем, что ушел. Хотя я нашел замечательную актрису, которая у меня сыграла гадалку Нину, это уже пожилая, слепая женщина. Нина занималась она тем, что к ней приходили рано утром люди и рассказывали ей сны, дурные сны, потому что они боялись этих снов. Она их закупоривала в пустые бутылки пробкой и говорила: «Твой сон уже задыхается». И в конце эти бутылки душат ее. К ней приходит главный герой, который играет меня, и говорит: «Нина, я пришел рассказать тебе свой последний сон». Она говорит: «Я прошу тебя, не надо. Помоги мне уйти на тот свет. Меня не принимают ни небо, ни земля». Он говорит: «А что я могу сделать?» Она говорит: «Открой бутылки, чтобы сны вернулись к людям, потому что, видно, они уже никому не снятся». И тут он начинает открывать бутылки, поворачивается – а в кресле, в котором она сидела, ее уже нет. Он видит ее, и она говорит: «Спасибо тебе. Спасибо тебе, Гарри». И уходит».
Отвечая на вопрос, чего он ждет от «Московской премьеры» Параджанов скала: «Как и любой режиссер – зачем же лукавить? - я жду только одного, что понравится картина, зритель будет смотреть с удовольствием. У нас такая профессия - я не могу всем нравиться. Кто-то любит карамель, а кто-то – шоколад. Я себе не ставил задачу изначально снимать фильм, чтобы понравиться кому-то. Я делал честную, откровенную вещь. Конечно, мне хотелось бы, чтобы картину признали, как и любому режиссеру. Я не верю, когда режиссер говорит: «Я снимаю кино для себя». Это ерунда и неправда».
В начале декабря «Все ушли» поедет на международный кинофестиваль в Тбилиси. «Одну из главных ролей в фильме играл замечательный Авто Махарадзе, который в «Покаянии» сыграл. Мы с ним познакомились, он пришел ко мне и сказал: «Я хочу на эту роль». – «Вы знаете, я хотел вам тоже ее дать». На этом мы и расстались. Он вечером приходил, врывался в квартиру и говорил: «Ты знаешь, я придумал еще одну краску». Было 12 ночи, он орал на весь район. А там Саакашвили недалеко живет. Я говорил: «Давай я все закрою!» Отношение было удивительное – всех актеров, браво, браво московской группе, браво всем.
Теперь я очень волнуюсь за Грузию. Я волнуюсь за Грузию больше, чем если бы меня выставили на «Оскара». Грузины – очень артистичная нация. Если им говоришь «Играй» - это что-то страшное. У меня утро начиналось с того, что я брал мегафон и говорил: «Друзья мои, мы сегодня ничего не играем, мы только сегодня репетируем». Потом я моргал два раза Сереже Мачильскому, и это означало, что во время репетиции он снимает. А когда я говорил «Снимаем», один дубль надо было снять, там такое начиналось… Безумие! Так что я уже говорю: мы сегодня ничего не играем. А Грузия, конечно, - это для меня важнее, чем «Оскар»».
Справка. Георгий Параджанов родился в Тбилиси в 1963 году. В 1983-м окончил актерский факультет Тбилисского театрального института им. Шота Руставели. Обучался на литературном факультете Тбилисского государственного педагогического института имени А.С. Пушкина (мастерская Нодара Думбадзе). Поставил шесть спектаклей в Театре Юного Зрителя Тбилиси. Проходил стажировку на киностудии Cinecittà (Рим) в 1992-м. С 1988-го по 1990-й работал актером театра «Современник». В 1994 году окончил режиссерский факультет ВГИКа им. С. Герасимова (мастерская Владимира Наумова).
Племянник Сергея Параджанова собирает фестивальные призы
20550 просмотров