Вестник Кавказа

Пекин начинает геоэкономическую игру

Пекин начинает геоэкономическую игру
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня начинается официальный визит российского премьера Дмитрия Медведева в Китай, куда его пригласил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Во вторник Медведев примет участие в 18-ой встрече глав правительств России и Китая, а в среду съездит в научный и инновационный центр КНР – город Хэфей провинции Аньхой, где, в том числе, пообщается со студентами и преподавателями Китайского университета науки и технологий.

Речь на встречах с китайскими руководителями пойдет о наращивании объемов и совершенствовании структуры взаимной торговли, развитие инвестиционного взаимодействия государств, реализации проектов в энергетике и укреплении промышленно-производственной кооперации. В гуманитарной сфере вопросов главы правительств подведут итоги взаимных Годов туризма 2012–2013, оценят готовность к проведению Годов молодежных обменов России и Китая, которые должны пройти в 2014–2015 годах.

Что касается документов, которые должны быть подписаны по итогам встречи Медведева с Ли Кэцяном, то пока в правительстве говорят лишь о том, что это будут "межведомственные и корпоративные документы, нацеленные на дальнейшее продвижение российско-китайского практического взаимодействия в различных областях".

О том, какие темы могут стать приоритетными в российско-китайском сотрудничестве, журналистам рассказал директор Центра азиатских исследований экономического факультета МГУ, профессор Дмитрий Авдокушин. Он считает, что в треугольнике Китай-Россия-США (плюс среднеазиатские страны и подтягиваемое туда Закавказье) начинается большая геоэкономическая игра.

Речь идет об экономическом "поясе" проекта "Великий шелковый путь", о котором говорил председатель КНР Си Цзиньпин. "Несомненно, Россия со своим Евразийским Союзом, о котором было заявлено два года назад, должна присмотреться к предложениям китайской стороны, и, если мы стратегические партнеры, мы должны как-то, идя навстречу друг другу в экономическом аспекте, урегулировать наши возможные претензии, возможные недопонимания, возможные страхи, опасения. Кроме этого сухопутного «шелкового пути» китайский лидер предложил в Малайзии также «Морской шелковый путь» - это путь от Дальнего Востока через Северный Ледовитый океан в Европу", - заявил Авдокушин.

По его мнению, Китай ищет короткие дороги в Европу: "В рамках так называемого инклюзивного развития, которое провозгласил Китай на ближайший период времени, это один из механизмов, один из способов перестройки китайской экономике. Я думаю, что визит нашего премьера, несомненно, эти вопросы затронет, и какие-то моменты, элементы этих проектов будут зондироваться и проверяться".

Среди моментов, которые необходимо утрясти в энергетической сфере, эксперт назвал поставки нефти в Китай по трубопроводу «Сковородино – Мохэ»: "Там перекачка нефти с 2009 года показала, что в Китай еще больше требуется нефти, и сейчас две российских компании, «Транснефть» и «Роснефть», договорились о расширении трубопровода и увеличении объемов поставки в Китай на предстоящие многие годы с соответствующей оплатой. Надо решить проблемы по наполнению межторгового оборота новым содержанием, новым качеством с точки зрения не просто товарообменной торговли, а на более высоком, на более технологичном уровне".

Как сообщает Oil Gas Journal, «Роснефть» и «Транснефть» подписали соглашение об условиях расширения нефтепровода «Сковородино-Мохэ» в направлении Китая и его финансировании за счет спецтарифа. Строительство новой трубы не запланировано. Вместо этого объемы прокачки будут увеличиваться за счет модернизации одной нефтеперекачивающей станции. Расходы «Транснефти на расширение трубопровода будут покрываться специальным инвестиционным тарифом. В марте Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о расширении сотрудничества между странами в плане развития торговли нефтью. «Роснефть» иCNPC договорились увеличить поставки сырья с 15 млн тонн до 31 млн тонн в год, при этом министерство энергетики РФ оценило затраты на расширение нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) и «Сковородино-Мохэ» в 42,7 млрд рублей. Тогда поступило предложение финансировать проект за счет долгосрочного тарифа на транспортировку нефти российской компании на период строительства. Президент транспортной монополии Николай Токарев отказался спонсировать строительство отвода до Китая. «Это не наша задача. Наша задача оплатить транспорт и смотреть, чтобы тарифы были экономически оправданными. Задача “Транснефти” обеспечить прокачку и получить при этом рентабельность нормальную», - заявил также президент «Роснефти» Игорь Сечин. В условиях «заморозки» тарифов на 2014 год «Транснефть» вынуждена обсудить с регуляторами возможность сдвига планов по реализации инвестпроектов и источников финансирования. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что в течение октября будет рассмотрена проблема загрузки нефтепровода ВСТО, вызванная нехваткой ресурсов.

9790 просмотров

Видео

Все видео


реклама