В мире продолжают отмечать 100-летие начала Первой мировой войны. Вчера в Москве открылась международная научная конференция «Первая мировая война – пролог XX века», в ходе которой ведущие историки из 16 стран призвали к комплексному изучению и глубокому анализу этого крупнейшего военного конфликта.
Как заявил "Вестнику Кавказа" декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов, "главный урок Первой мировой заключается в ответственности за принятие политических решений, взвешивании всех сложных ситуаций, которые могут возникать в мире, в том, чтобы не доходить до точки невозврата. Потому что именно этот момент делает неизбежным великую катастрофу.
Еще один урок – это то, что патриотическое сознание, которое было во многих странах, не должно перерастать в шовинистическое сознание. Это тоже очень важный момент.
И еще один момент, который должен быть учтен - это роль политического лидерства, потому что это во время войны было проявлено в слабом варианте во многих странах.
Несоизмеримые человеческие жертвы были принесены в жертву этого конфликта. Эти жертвы должны правильно оцениваться. Мы должны просто поклониться этим людям, которые отстаивали свою страну, свою свободу, свою независимость, которые не просто были убиты за то или другое, или пали жертвами, но и отстаивали свою Родину в России, Бельгии, во Франции, в других странах. Это тоже очень важный урок".
Историк отметил особую роль "Дикой дивизии" в ходе Первой мировой: "Она, конечно же, сыграла большую роль на разных этапах, в том числе в Гражданской войне. По документам ясно, какую роль в прорыве фронта они играли не однократно, как они воспитывались, какие были главнокомандующие, как это было связано с местными традициями кавказских народов, что было очень важно, потому что эта роль во время войны была заметной, ее нельзя преуменьшать".
По словам Карпова, исторический факультет МГУ будет отмечать памятные события Второй мировой и Октябрьской революции: "Будут проводиться конференции, создаваться труды, но мы замыслили труды, посвященные юбилею войны, начинать в 2015 году, а завершить в 2020 году созданием сложных, серьезных работ, потому что такие вещи не делаются мгновенно, они готовятся. Кроме того, накоплен огромный архивный материал по истории Великой Отечественной войны, Второй мировой войны. Добавить можно что-то, но это дополнение должно осуществляться системно, оно идет медленно, здесь скоропалительность не нужна. Мы подведем итоги историографического изучения, которые были. Мы пойдем дальше, готовя очень серьезные, большие труды в течение пяти лет".
Продолжают заниматься изучением Первой мировой и на Западе. "У нас большой проект. Участвуют около двухсот российских и западных ученых, и они все обсуждают вот этот вопрос – Первой мировой Войны. Мы публикуем большой сборник, около 12 томов о разных аспектах… Например, экономика, социальный аспект, внешняя политика и, конечно, сама война", – говорит профессор Университета Брока, историк Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе. В Европе, по его словам, мало знают о том, что происходило тогда на Восточном фронте. Чтобы восполнить пробелы, канадские ученые работают над созданием исторического сборника.
Вообще предметом изучения Схиммельпеннинка остается более ранняя история России – XIX века (самые известные в России его труды "Навстречу Восходящему Солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией" и "Императорская Россия: большая игра в Тибете?"), но тема Первой мировой войны представляет для него не только профессиональный долг, но и личный интерес.
В интервью "Вестнику Кавказа" Дэвид Схиммельпеннинк рассказал, что его прадедушка Николай Георгиевич Пещанский родился в Тбилиси и во время Первой мировой в звании штабс-капитана служил на Кавказе и в Персии. "Существует много легенд о нем. Говорят, что он когда-то был в опале. Была такая легенда, что он сам оккупировал почти всю Персию. Это легенды моей тети Ирины, которая жила в Париже. Тетя Ирина с гордостью рассказывала мне, что ее папа был женат три раза. Первые три жены умерли. Последняя была коммунистка. Ему было 70 лет, ей было 17. Они познакомились в Константинополе. Я даже не знаю, так ли это".
Схиммельпеннинк рассказал, что и сам бывал на Кавказе: "Аспирантом я был во Владикавказе. Меня пригласили на неделю. Я был очень нервозный человек и считал те дни, которые не работал в архивах, потерянными. Это была одна из самых больших ошибок в моей жизни. Зато мой друг, который тоже был аспирантом, защищал диссертацию тему «Казаки на Тереке». Он видел всю Северную Осетию. Меня очень поразило, что когда я прилетел из Москвы, мы сразу пришли в гости. Там было много еды, бутылки водки, коньяк. Мы сидели четыре часа, было много тостов. Потом хозяева предложили отдохнуть, я прилег и уже через полчаса услышал: "Пора ужинать!"".
Сейчас западных историков интересуют военные действия на Кавказском фронте, где в июле 1915 года русские войска отразили наступление турецких войск в районе озера Ван, уступив при этом часть территории. Боевые действия распространились на территорию Персии. 30 октября русские войска высадились в порту Энзели, к концу декабря разгромили протурецкие вооруженные отряды и взяли под контроль территорию Северной Персии, предотвратив выступление Персии против России и обеспечив левый фланг Кавказской армии. По словам Схиммельпеннинка, "самый неизвестный фронт – это Кавказский фронт, поэтому сейчас появился интерес к Кавказскому фронту. Но до сих пор у нас существует только одно исследование на английском языке. Не знаю, существует ли что-то на немецком, на французском. Хотя после распада Советского Союза к Кавказу на Западе большой интерес, но даже в связи с юбилеем Первой мировой войны почти ничего не изучено".