Агитационная кампания в Армении накануне референдума 6 декабря по конституционным изменениям проходит на фоне несоизмеримой разницы в ресурсах власти и оппозиции. Речь идет, в частности, об использовании со стороны власти так называемого административного ресурса. Состав руководства агитационного штаба правящей Республиканской партии Армении (РПА) стал ярким тому подтверждением.
Несмотря на существующий в законе "О референдуме" запрет на участие в агитационной кампании должностных лиц, штаб РПА возглавляет премьер-министр Овик Абрамян. Четверо из его шести заместителей являются высокопоставленными чиновниками - глава аппарата сотрудников президента Виген Саргсян, руководитель Контрольной службы при президенте Овик Овсепян, заместитель председателя Контрольной палаты Левон Йолян, министр по территориальному управлению и чрезвычайным ситуациям Армен Ерицян.
Объяснения представителей РПА о том, что эти должностные лица занимаются агитацией в свободное от основной работы время, выглядят нелепо. Спикер Галуст Саакян назвал административный ресурс политическим капиталом РПА, фактически не опровергнув обвинений оппозиции в злоупотреблении властью этим ресурсом.
Другим важным обстоятельством, вызывающим озабоченность оппозиции, стала ситуация с избирательными списками, в которых нашли множество повторяющихся имен. Недоумение вызывает минимальная разница между количеством избирателей и общим числом жителей. Согласно детальному исследованию Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, несмотря на сокращение населения страны, рост избирателей неуклонно растет. В исследовании правозащитной организации говорится, что по данным Национальной статистической службы (НСС), численность населения Армении в 1991 году была 3,5 млн человек, и 58% от этого числа составляли люди, имеющие право голоса. В 2013 году население страны было 3 млн человек, а количество избирателей - 83% от общего числа населения. То есть за 22 года население страны сократилось почти на полмиллиона и на столько же увеличилось число избирателей.
Между тем, согласно среднему годовому показателю возрастного распределения населения НСС, 25-30% постоянного населения составляли люди до 18 лет. В 2005 году общее число избирателей в Ванадзоре было равно 101 205, а по данным НСС, в том же году в городе постоянно проживало 105 700 человек, то есть право голоса имело 96% населения. Похоже, тенденция несоразмерного роста количества избирателей стала результатом искусственного вмешательства или манипуляции цифрами.
Еще одним фактором, демонстрирующим злоупотребление властью рычагами влияния, стал принятый 29 октября в парламенте в первом чтении законопроект о внесении поправок в Избирательный кодекс и в закон "Об идентификационных картах". Законопроект легализует право участия владельцев идентификационных карт (ИК) в избирательных процессах. Инициатором проекта о поправках выступает парламентская фракция правящей РПА. Наличие этого закона позволит гражданам с ИК принять участие в референдуме 6 декабря.
Сегодня в Армении существуют три типа документов, удостоверяющих личность - обычный паспорт, биометрический паспорт и ИК, которые используются вместо биометрических паспортов и являются новыми внутренними паспортами. Хотя реформы последних нескольких лет позволили гражданам приобрести биометрические паспорта и ИК, тем не менее избирательная система признавала в качестве единственного документа, удостоверяющего личность, обычный паспорт. Сегодня в стране насчитывается 183 391 обладателей ИК.
Вся процедура представления, обсуждения и принятия этого законопроекта прошла в ускоренном режиме. Планируется принять документ во втором чтении во время внеочередного заседания 10 ноября.
Законопроект, исключающий возможность какой-либо отметки о голосовании на ИК, вызвал возмущение оппозиции, ни одно из предложений которой не было принято парламентским большинством, стойко отстаивающим положения документа. Так, члены фракции "РПА" отклонили аналогичный законопроект, представленный депутатом от фракции "Процветающая Армения" Тиграном Уриханяном. Проект Уриханяна предусматривал, чтобы после голосования на ИК обязательно была поставлена электронная отметка. Парламентское большинство также отклонило предложение депутатов фракции "Страна законности" о предоставлении государством обычных паспортов владельцам ИК. Таким образом, в НС в спешном порядке был принят законопроект, в котором отмечается, что на пластиковых ИК не ставится печать и члены избирательной комиссии не проверяют наличие печати на картах, как это делается в случае с паспортами. Отметим, что на ИК не указана прописка избирателя.
Все это позволило оппозиции обвинить власть в создании нового инструмента для фальсификаций, нацеленного на обеспечение повторного голосования. Но даже несмотря на контроль всех телекомпаний со стороны власти, оппозиция не считает итоги референдума предрешенными, а ситуацию безнадежной. Представители фронта "Нет!", включающего партию АНК, Народную партию Армении и инициативу "Не проведете!", рассматривают в качестве элемента борьбы с возможной предрешенностью референдума встречи с избирателями по всей стране. Другим важным механизмом борьбы против фальсификаций стала мобилизация всех имеющихся у оппозиции людских ресурсов с целью предотвращения повторного голосования. Третий фактор, который использует фронт "Нет!", это проведение агитации против конституционных изменений в интернете. По словам главы агитационного штаба "Нет!" Левона Зурабяна, встречи в регионах демонстрируют не только негативный настрой большинства граждан к конституционным изменениям, направленным на воспроизводство нынешней власти, но и хорошую информированность граждан о многих процессах через интернет-ресурсы.
Представители оппозиции уверены в том, что в стране царит атмосфера недоверия к инициированным властью конституционным реформам и надо воспользоваться этим, чтобы провалить референдум. Для этого оппозиционеры хотят консолидировать все политические и общественные силы, а также простых граждан, выступающих против конституционных реформ.