Вестник Кавказа

Новые мечети адаптируют мигрантов

Новые мечети адаптируют мигрантов
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Одной из главных проблем, возникающих в условиях интенсивных миграционных процессов в России, эксперты называют интеграцию мигрантов и переселенцев в российском обществе. Причем наиболее активно этот вопрос муссируется в связи с интеграцией мигрантов-мусульман, ведь значительное число трудовых мигрантов составляют мусульмане из бывших республик СССР.

По мнению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, основную нагрузку в деле их адаптации, интеграции, социализации в России несут мусульманские организации, религиозные общины мусульман: «Приехавший в российский крупный город мусульманин, оторванный от своего уклада жизни, от своей привычной обстановки, сталкивается с массой проблем и подчас испытывает шоковое состояние в новом положении, в новых для него условиях в чужой стране. Он начинает искать привычную среду, идет в мечеть так же, как мигрант-православный идет в церковь, иудей – в синагогу и так далее. Но мечетей в крупных российских городах (а именно они являются основными местами обращения и приема мигрантов), катастрофически не хватает даже для местных жителей, не говоря уже о мигрантах».

Поэтому, по мнению Гайнутдина, мигранты-мусульмане в массовом порядке организовывают собственную альтернативную религиозную инфраструктуру, отгораживаясь от местных мусульман, что делает процесс интеграции в принципе неосуществимым. Из этого, думает председатель Совета муфтиев, можно сделать вывод, что «недопущение строительства новых мечетей прямым путем ведет к анклавизации мигрантов, минимизации их контактов с местным населением».

Кроме того, Гайнутдину неизвестно, кто и, главное, что проповедуют в этих альтернативных мечетях, молельных помещениях. «Люди социально неустроенные являются самой благодатной средой для распространения всевозможных настроений, идеологий и проявлений экстремизма. У нас сегодня образуются замкнутые сообщества, испытывающие жесткий внешний прессинг – идеальная среда для возникновения и распространения любых экстремистских настроений», - заявил председатель Совета муфтиев.

Он призвал не искать примеры удачной интеграции мигрантов за рубежом, а обратиться к истории собственной страны: «Например, в прошлые века в Западной Сибири в Тобольской и Томской губерниях в массовом порядке селились выходцы из Бухары и Хивы, которые образовали интересную группу населения сибирских бухарцев. Сохраняя свою оригинальную самобытность, они смогли прекрасно интегрироваться в Сибири, слиться с местным татарским населением настолько, что император Николай II, проезжая по Сибири, специально заезжал в их аулы и видел, как адаптированы бухарцы и как они живут с местным населением… Причем проходило это именно через автохтонные мусульманские общины. Так как последние были, в свою очередь, интегрированы в российский социум».

У мусульманских организаций, входящих в Совет муфтиев России, накоплен большой опыт в данном направлении. «Мы давно и успешно работаем с мигрантами-мусульманами. Причем в этой работе мы сотрудничаем и с духовными управлениями мусульман стран происхождения мигрантов – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Ведется работа по созданию Совета муфтиев СНГ, одним из направлений деятельности которого будет, в том числе, и активное взаимодействие с мигрантами, которые не должны чувствовать себя брошенными, покинув свою родину. Объединение мусульман на евразийском пространстве немыслимо без единства формирования религиозных элит, которое исторически всегда существовало для наших мусульманских народов. Практически все религиозные организации, входящие в наши структуры, изо дня в день ведут работу по интеграции мигрантов. Ведут ее посредством проповедей в мечетях, лекций и организации курсов по изучению русского языка, религиозной практики и основ ислама. Имамы проводят беседы с мусульманами, приходящими к ним, а специалисты проводят консультации и оказывают правовую помощь», - говорит Равиль Гайнутдин.

Он убежден, что россияне сегодня без трудовых мигрантов сами не справляются, значит, и в дальнейшем Россия будет принимать трудовых мигрантов. Без целенаправленной, систематической воспитательной работы как с мигрантами, так и с принимающим сообществом не решить проблему адаптации и интеграции мигрантов.
11760 просмотров