Проблема насилия в семье стоит в той или иной степени во всем мире, причем сегодня все чаще говорят даже не о физическом унижении более сильными членами ячейки общества более слабых, а о моральном.
«Убегают из дома дети, заканчивают жизнь самоубийством женщины, которые попадают в ситуацию насилия, шантажа от близких людей. Уходят из жизни старики, к которым унизительно относятся члены семьи, взрослые, - говорит депутат Госдумы, юрист Татьяна Москалькова. - Эта тема была вынесена в качестве проекта законодательной инициативы в Госдуму предыдущего созыва, но к сожалению, так и не нашла своего законодательного разрешения. Сегодня из-за отсутствия закона невозможно проводить общероссийскую, общенациональную статистику, собирать эмпирические данные».
«В России актуальность и острота проблемы все больше волнует депутатов и все наше общество, потому что статистика ухудшается, - говорит другой депутат Думы Евдокия Бычкова. - Если в 2011 году от домашнего насилия погибло 12 тысяч женщин, то в 2012 году это 14 тысяч. Более 2,5 млн детей подвергаются домашнему насилию. Более 500 подростков кончают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. подростков убегают из дома по причине домашнего насилия. МГУ провел очень интересное исследование по этой проблеме, выборка была порядка 3 тыс. человек. Оказалось, что в обществе неоднозначное отношение к этой проблеме. 50% женщин и 80% мужчин считают, что это проблема женщины, ее неправильного поведения, провоцирования мужчины на такие поступки. В то же время 80% российских женщин хотя бы один раз в моральном или физическом плане подвергались домашнему насилию. Из них 30% постоянно мужья бьют. Причем только после 9-10 раза женщина обращается в полицию, в правоохранительные органы. До 11 раза некоторые женщины не доживают».
Между тем, оказывается, что в плане законодательного обеспечения ситуация в России намного хуже, чем, например, в Азербайджане. Милли меджлис еще в 2006 году принял специальное обращение, в котором заявил о своей поддержке кампании «Нет бытовому насилию», проводимой Советом Европы. «Парламент у нас в то время был в основном мужской, у нас было всего 12 женщин и 112 мужчин, - рассказывает депутат Милли меджлиса Эльмира Ахундова. – Законопроект не раз дорабатывался, возвращался в соответствующие комитеты, но все же 22 июня 2010 года был закон «О предотвращении бытового насилия». Скоро планируется открыть несколько центров социальной реабилитации в Баку, Гяндже, Сумгаите, в других крупных городах страны.
Кроме того, внесены поправки в ряд законов Азербайджана, в том числе в Уголовный кодекс, связанные с такими специфическими для нашей страны явлениями как ранние браки - в 15, 16 лет. У нас верхний предел возможности вступить в брак был поднят с 17 до 18 лет. Сейчас девушки могут вступить в брак только по достижении совершеннолетия. Были приняты поправки к Уголовному кодексу об ужесточении наказания за принуждение к вступлению в брак вплоть до лишения свободы до двух лет. Нашим священнослужителям запрещено регистрировать по мусульманским обычаям, по законам шариата браки, если брачующиеся не предоставляют справку из ЗАГСа о том, что они официально заключили брак, а ЗАГСы не заключают брак, если невеста не достигла определенного возраста».
Говоря о причинах бытового насилия в Азербайджане, Ахундова заявила: «Как и во всем мире есть пласт молодых людей, которые совершают это. Давайте возьмем советское время: они были в комсомоле, они были в партии, был какой-то контроль, тунеядство было запрещено законом.
Во-первых, сегодня молодежь в основном в районах предоставлена сама себе. Есть молодежные организации, но они действуют в основном в крупных городах, в интеллектуальной студенческой среде, не доходят до глубинки.
Во-вторых, ложно понимаемые понятия о чести: многие становятся «невольниками чести», потому что идут на преступления, защищая законы шариата, законы мусульманской чести. Скажем, какой-то мужчина может убить свою сестру за то, что она, по его мнению, себя недостойно ведет. Недавно мы слышали о таком событии, произошедшем в Санкт-Петербурге. Многие наши молодые люди стали верующими, неофитами, а любой неофит хочет быть святее самого Папы.
В-третьих, многие молодые люди в Азербайджане прошли войну, воевали в Карабахе, видели много крови и насилия. У нас много в Азербайджане жертв военного насилия, детей, потерявших родителей. Много семей живет в тяжелейших бытовых условиях, семь районов под оккупацией, и, естественно, это влияет тоже».