Московский университет и четыре столетия российской истории

Московский университет и четыре столетия российской истории

25 января МГУ отметил свое 260-летние. В этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании первого российского университета. За два с половиной столетия МГУ стал одним из самых авторитетных вузов не только в России, но и за рубежом.  В воскреченье в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси провел литургию, посвященную Татьянину дню, Дню московского студенчества и Московскому университету; состоялся баскетбольный матч студентов Московского университета и профессионалов Высшей лиги. Затем была традиционная медовуха и вечером гала-концерт студентов по традиции в Фундаментальной библиотеке - интеллектуальном центре МГУ. Студенты вручили звезду героя Московского университета выдающемуся человеку, участнику ВОВ, одному из заместителей министра образования СССР, биологу, профессору Николаю Сергеевичу Егорову. А вчера на торжественном заседании, посвященном юбилею МГУ, собрались ректоры российских университетов, представители РАН, студенты, аспиранты, чтобы услышать "актовое слово" ректора и порадоваться успехам.

Свою речь Виктор Садовничий назвал "Московский университет и четыре столетия российской истории".

Он рассказал о том, что еще в 1600 году, в начале XVII века Борис Годунов выдвинул идею создать университет в Москве. Идея не была поддержана, и университет в то время и не был создан.
Начало XVIII века, царствование Петра. Петр I посещает зарубежные страны, Европу под своим именем или под вымышленным именем, знакомится с образованием, наукой, военным делом и все продумает, как сделать в России. Петр посещает Ньютона, думает о том, как России приобретать и наращивать свое могущество.
Петра вступает в переписку с крупнейшим ученым Германии Лейбницем, который называл его любимым учеником. Лейбниц пишет письмо Петру I, в котором советует создать в Москве университет и поддерживает создание Академии наук в Санкт-Петербурге.

В 1724 году создается Академия наук, а спустя всего несколько десятилетий Ломоносов, проучившись в Марбурге, Фрайбурге (кстати, ректор Фрайбургского университета приехал на юбилей МГУ) возвращается в Россию и выдвигает проект создания Московского университета. Одному ему не под силу пробиться к императрице. Ломоносов начинает переписку с Иваном Шуваловым, авторитетным вельможей, и 25 января, в день рождения мамы Шувалова Татьяны императрица Елизавета создает Московский университет.

XVIII век был веком просвещения. На первых порах гимназистов и школьников в университете было больше, чем студентов. Так, в 1778 году в университете было более тысячи школьников-гимназистов и всего около 80 студентов. Университет прирастает гимназиями, занимается просвещением, он приобретает могущество.
Университет получил мощные факультеты, сильных профессоров, впервые в университете была открыта публичная библиотека, публичная типография, которая печатала разные книги, и газета "Московские ведомости" впервые выходила в Московском университете.

Первое испытание на пути становления университета - война 1812 года. Весь медицинский факультет был закрыт, кто-то ушел воевать, кто-то врачами. Главный врач московского ополчения Илья Грузинов несколько суток, не отходя от операционного стола, оперировал раненых солдат под Бородино. Он спас жизни тысячи солдат. Но когда Наполеон бежал из-под Москвы, Грузинов заразился тифом и умер в возрасте 32 лет.

Это трудная страница в истории университета, но сразу же после войны Россия берется за воссоздание университета. Восстанавливается сгоревший корпус Матвея Казакова, Доменико Жилярди реконструирует этот корпус. Московский университет приобретает необычное могущество и мощь. В университете создаются все научные общества: общество испытателей природы, общество любителей словесности, общество математическое, историческое общество. Эти общества собирают вокруг себя крупнейших ученых, почетными членами этих обществ становятся и Майкл Фарадей, и Александр Гумбольт, а Луи Пастер, и Жан Ламарк, и многие-многие другие в то время выдающиеся ученые. Вся наука собирается вокруг этих обществ в университете.

Русский литературный критик Степан Шевырёв на столетии университета назвал Московский университет "колыбелью науки" и он подчеркнул, что только в университете можно собрать образование, просвещение и науку. Университет XIX века - это университет, в котором выращивается, создается, лелеется культура России. Лекции Московского университета посещают Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Фет, Островский, Чехов. Эти люди создают мировую культуру, и делается это все в университете.

Пушкин приехал в университет в 1832 году и вступил в спор профессоров Михаила Каченовского и Ивана Давыдова. Это был спор о подлинности "Слова о полку Игореве", и Пушкин доказывал, что это подлинное произведение русской культуры.

"Я недавно прочитал замечательные воспоминания Михаила Максимовича - это профессор ботаники, но он и филолог, и на физмат отделении учился. Он уехал из Московского университета профессором и стал первым ректором Киевского университета им. Святого Владимира. Я прочитал, как он описывал: после лекции в Московского университете он был приглашен пообедать товарищем министром, тогда президентом академии наук Сергеем Уваровым. И говорит: "Когда я зашел, справа от Уварова стоял Пушкин, а слева - Давыдов". Когда Давыдов представил Максимовича как выдающегося профессора словесности, Пушкин сказал: "Да я прекрасно знаю, он обогатил нас прекрасными песнями Малороссии". Пушкин очень интересовался той общей культурой, которая тогда была общей, могучей и неповторимой", - рассказал Виктор Садовничий.

XIX век завершился снова испытаниями, вскоре грянула революция. "Сергей Николаевич Трубецкой, ректор университета, Моховая, баррикады на Манежной площади, люди разделились на белых, красных, других. Стреляют. Трубецкой понимает, что если студенты выйдут на площадь, их жизни угрожает опасность. Он становится на Моховой, на входной двери и не выпускает ни одного студента на площадь. Он как бы своим телом преградил им путь к гибели, по сути. Через день его приглашают к министру в Санкт-Петербург и на приеме у министра он умирает. Всего 27 дней был ректором Сергей Николаевич Трубецкой, а какой подвиг он совершил!", - говорит ректор Садовничий.

XX век - непростой, бурный, трудные годы, предвоенные годы. Университет - уже могучая научная держава, здесь мощные научные школы. Начинается война, 5000 студентов добровольно считаются мобилизованными и уходят на фронт. 3000 из них не вернулись. Профессора и преподаватели уходят работать на оборонные заводы, занимаются военной тематикой. Колмогоров рассчитывает таблицы стрельбы, Лаврентьев в Екатеринбурге работает над военной проблематикой, связанной со скоростным метанием, а Ильюшин в подвале на Моховой получает задание ставки делать снаряды с очень тонкой оболочкой, потому что металла не было в стране, а под Москвой решалась судьба России. Его снаряды с тонкой оболочкой помогли выиграть битву под Москвой,  - рассказывает ректор. -
Профессор Кудряшов, биолог изобретает "тромбин" - это препарат, останавливающий кровь, и тысячи, сотни тысяч солдат спасены, потому что первая помощь, которую надо оказать раненому - остановить кровь. Ученые Московского университета внесли колоссальный вклад в победу. "Студенты, аспиранты и преподаватели воевали. Как не упомянуть наших летчиц, хрупких девушек с мехмата, которые летали на легких самолетах, бомбили тылы фашистов, и многим из них - почти всем - было присвоено звание героя Советского Союза".

Университет послевоенный. Страна понимает роль университета в победе и строится этот комплекс. Это подвиг страны, потому что разрушенная страна, разбиты города, но строится университет. Он был построен в рекордные сроки. "Мне много раз приходилось общаться с Юрием Андреевичем Ждановым, который руководил в то время фактически этими процессами, он был зам завотделом науки ЦК, - вспоминает Садовничий. - Он мне рассказывал, как трудно это все давалось: и принятие самого решения, чтобы строить на Воробьевых горах (на Ленинских), и как строить, но университет был воссоздан. И здесь небывалый взлет могущества, здесь трудно даже что-то поставить в сравнение.
Освоение космоса. Наши ученые: Келдыш - главный теоретик, Ишлинский разрабатывает гироскопы, чтобы ракеты летели устойчиво, Шкловский изобретает способ фиксирования траектории ракет и спутников, распыляя определенный газ. Именно наши ученые внесли решающий вклад в освоение космоса, и мы были первыми в мире".

Международная обстановка была крайне сложной. "Если бы не решение нашей ядерной проблемы, неизвестно, как развивалась бы ситуация, но эту проблему тоже решили ученые Московского университета. Я часто спрашиваю даже корреспондентов: а что было бы, если бы ядерная бомба была бы сделана впервые не у нас? Если бы не "слойка Сахарова", если бы не Курчатов, который окончил Московский университет, если бы не Франк, не Арцимович, не Кикорин - это все люди-выпускники Московского университета. И мы обеспечили мир, именно мир был обеспечен этими усилиями", - считает Садовничий.

XXI начался для МГУ непросто. В 1990-х была идея приватизировать Московский университет, были предложения раздать акции, чтобы это было ООО или ОАО. "И тогда собрался коллектив духом. Мы сказали: мы выстоим, мы войдем в новый век сильными, мы окрепнем в этих трудностях. И в XXI век мы вступили могучим университетом, развивающимся. Мы помним свой 250-летний юбилей в 2005 году. Мы помним, что этому юбилею мы уже продемонстрировали уникальные успехи, неповторимые в мире. А затем программа развития университета, одобренная попечительским советом, который возглавляет Владимир Владимирович Путин, президент нашей страны.
Мы лидируем в области запуска спутников, уже пятый наш спутник летает, готовится шестой; мы лидируем в информационных технологиях; обладаем самым мощным среди университетов мира супер вычислителем; мы выиграли конкурс и создаем "Ноев ковчег" - некий депозитарий всего живого материала, живых клеток, которые есть на земле - амбициозный проект; мы поставили идею построить научно-технологическую долину "Воробьевы горы", и вместе с главными корпорациями России мы реализуем этот проект. Уже заканчивается строительство школы для одаренных, мы свезем ребят со всей России, способных творить, способных усиливать мощь России. Мы заканчиваем строительство общежитий этим летом на 5000 мест, мы начинаем развивать и этот грандиозный проект. А если сказать коротко, мы удвоили уже свой кампус, построив миллион квадратных метров, и ставим задачу в ближайшие несколько лет его утроить. Это показатели, недоступные другим университетам мира", - утверждает ректор МГУ.

11475 просмотров




Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!