Продолжение. Начало см. "Кланы Дагестана -1"
С начала 1990-х, ослабление государственных институтов привело к усилению в Дагестане отдельных кланов, и за 25 лет они превратились в мощные политические объединения.
Даже миллиардеры-выходцы из Дагестана, чтобы реализовать свои проекты на малой родине вынуждены учитывать влияние местных элит. Так, в 2009 году миллиардеру Сулейману Керимову не удалось поставить своего человека руководителем дагестанского управления Федеральной налоговой службы. В Москве вопрос был решен, однако в самом в Дагестане московского назначенца не впустили даже в рабочий кабинет. Причем президентом тогда был Муху Алиев - человек далеко не авторитарный. Силовую поддержку несостоявшемуся главному налоговику оказывал олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев, ныне руководитель дагестанского отделения Пенсионного фонда.
Внутренние противоречия уже приводят к распаду политических групп объединенных по клановому принципу.
Самое мощное объединение составляли выходцы из Левашинского района. Уроженец села Леваши - Магомедали Магомедов, который возглавлял республику с 1990-го по 2006 год (до 1993 года он был председателем Верховного совета ДАССР, а после председателем Госсовета Дагестана - фактически главой республики). Его сын Магомедсалам Магомедов стал президентом Дагестана в 2010 году, но через три года досрочно сложил свои полномочия.
Другой известный выходец из Левашинского района - зампред Совета Федерации Ильяс Умаханов, отец которого Магомед-Салам Умаханов еще в 1967-1983 годах был первым секретарем Дагестанского обкома КПСС.
Уроженцами Левашинского района являются также экс-председатель Верховного суда Дагестана Анвар Магомедов, нынешний председатель правительства Абдусамад Гамидов, мэр Каспийска Джамалудин Омаров, мэр Избербаша Абдулмажид Сулейманов, а также экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, который сейчас сидит в Лефортовской тюрьме по обвинению в тяжких преступлениях.
Левашинский политический альянс распался на несколько групп еще в начале 2000-х, когда у двух его лидеров - Саида Амирова и тогдашнего руководителя Дагестанского отделения пенсионного фонда Шарапудина Мусаева - появились президентские амбиции. Амиров руководил Махачкалой с 1998 по 2013 годы, а до этого был зампредом главы правительства Дагестана, и за это время создал свою политическую партию, возможно, самую влиятельную в республике. До ареста его считали одним из самых могущественных людей в республике и за ее пределами. Он не скрывал своего желания возглавить республику при каждой смене власти, и в 2006-ом, и в 2010-ом. Однако Москва отклонила его кандидатуру.
В прошлом году Амирова арестовали при участии элитных спецподразделений и вывезли спецбортом в Москву, где Басманный суд назначил бессменному мэру меру пресечения в виде заключения под стражу.
В начале 2000-х у правящего политического альянса появилась оппозиция, которую возглавлял лидер аварского национального движения Гаджи Махачев. Оппозицию тогда называли "Северным альянсом". Она объединила трех влиятельных лидеров, - двое из них уроженцы села Буртунай Казбековского района – мэр Хасавюрта Сайгипаша Умаханов и Гаджи Махачев, назначенный в сентябре прошлого года вице-премьером, но погибший недавно в автокатастрофе. Третьим лидером "Северного альянса" был олимпийский чемпион по вольной борьбе, руководитель Дагестанского отделения пенсионного фонда, аварец из Цумадинского района Сагид Муртазалиев.
Однако вскоре "Северный альянс" тоже распался, и его лидеры создали отдельные политические группы, влияние которых росло.
При президентстве Муху Алиеве Сайгидпашу Умаханова называли вторым человеком по степени влияния. Он был в союзе с президентом, в то время как Саид Амиров был в жесткой конфронтации с Муху Алиевым.
Сагид Муртазалиев при Муху Алиеве стал главой Кизлярского района, а при президентстве Магомедсалама Магомедова возглавил Дагестанское отделение пенсионного фонда. Муртазалиев объединил вокруг себя интернациональную политическую группу, куда входили главы районов, - Бабаюртовского, Кизлярского, Хасавюртовского, Ногайского, Цунтинского, и других.
Продолжение следует