На прошлой неделе замглавы госдепартамента США Уильям Бернс побывал в Казахстане, где после встречи с Нурсултаном Назарбаевым завил, что Вашингтон нацелен на долгосрочное сотрудничество с Казахстаном и странами Центральной Азии, так как кризис на Украине и переходный период в Афганистане, "располагают к еще более сильному партнерству между народами".
Свою оценку процессу усиления такого партнерства в интервью "Вестнику Кавказа" дал старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев.
- С начала года заметна активность США в Центральной Азии. Визиты заместителей госсекретарей прошли во все страны региона. С чем связана подобная активность США?
- Тут ничего особенного нет. Связано это с ситуацией вокруг Украины и того кризиса, который развивается с февраля этого года. США важно выяснить позицию практических всех постсоветских государств и прежде всего тех, которые находятся в непосредственных близких отношениях с Россией, они же все входят, кроме Туркмении, и в ОДКБ, и в ШОС. А Казахстан - вообще участник Таможенного союза и формирующегося евразийского пространства. Соединенным Штатам важно понять, какой алгоритм действий этих стран по отношению к развитию ситуации на Украине. Президент Назарбаев выступил в поддержку нашего [российского] руководства. Но вот, видимо, Соединенные Штаты хотят повлиять на дальнейшую деятельность центрально-азиатских государств и Казахстана.
Казахстан, проводя свою многовекторную политику, активно сотрудничает Соединенными Штатами. И американские нефтегазовые компании участвуют в добыче нефти и газа в шельфе Каспийского моря, и программа сотрудничества между США и Казахстаном тоже очень активна на протяжении уже 20 лет.
Кроме того, ситуация вокруг Афганистана. Это было главное направление США, оно сместилось на второй план в связи с украинскими событиями, но все равно продолжает оставаться одной из главных целей. Как будет складываться ситуация в Афганистане и в Центральной Азии после вывода американских и натовских войск из Афганистана? Казахстан играет тоже одну из ключевых ролей в этом деле, ведь лидер Казахстана предпринимал попытки переговоров с талибами.
- Близится подписание договора о создании Евразийского экономического союза. В этой связи, какие будут дальнейшие шаги США в регионе?
- Предотвратить подписание этого договора они не могут. Но они могут влиять на страны Центральной Азии, чтобы попытаться его отсрочить. Мы уже видим, что в Киргизии все неоднозначно. Они заявили, что откладывают присоединение к Таможенному союзу. Здесь важна еще деятельность Китая, который предложил Киргизии участвовать в своем проекте Великий шелковый путь. Это тоже своего рода таможенный союз, в котором Китай хочет иметь страны Центральной Азии, которые непосредственно завязаны с ним энергопоставками всевозможными товарными поставками.
США все равно нужно контролировать этот регион и в связи с проблемой Афганистана, и в связи с международными поставками. Возможно, будут предлагаться какие-то контракты, проекты для вхождения или подписания как это делается во всех основных точках мира, где занимаются углеводородным сырьем - это и Центральная Америка, и Венесуэла, и другие страны Карибского региона, и страны Африки, Ангола, Нигерия, и Центральной Азии.
- Российские эксперты обсуждают отказ Нурсултана Назарбаева от участия в неформальном саммите ОДКБ 8 мая в пользу встречи с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Звучат достаточно категоричные формулировки, мол, Казахстан переосмысливает внешнеполитические приоритеты. Как вы думаете, с чем связан отказ президента Казахстана от участия в саммите?
- Я не думаю, что Казахстан переосмысливает свои политические приоритеты. У Казахстана на протяжении почти 23 лет независимости была многовекторная политика, и казахстанские власти никогда не скрывали того, что они работают со всеми государствами в равном ключе. Да, Россию они всегда выделяли как самого главного и братского партнера, потому что казахские территории были еще в составе Российской империи.
С другой стороны они [казахстанцы], в равной мере, хорошо относятся и к другим странам мира, тем более к таким значимым странам как США. Руководство Казахстана показывает то, что направление сотрудничества с США стоит в приоритетных направлениях. Но это ни в коей мере не означает охлаждения отношений между Россией и Казахстаном, не влияет на участие в проектах на постсоветском пространстве, таких как ОДКБ, где Казахстан является одним из главных участников после России. Именно по инициативе президента Назарбаева были созданы Коллективные силы оперативного реагирования. В Таможенном союзе президент Казахстана был локомотивом движения, начиная с его знаменитой речи 20-летней давности в МГУ, и потом, когда это все возобновилось в середине нулевых годов.
Это просто демонстрация того, что внешняя политика Казахстана является многовекторной, государство уделяет внимание как своим традиционным партнерам, имеется ввиду Россия и Белоруссия, так же и партнерам на Западе.