События на Украине и вокруг нее затронули без преувеличения всю Россию. Здесь и напряженная международная обстановка, и украинские беженцы, стремящиеся на российскую территорию, и санкции на поставки продуктов. После запрета ввоза отдельных видов сельхозпродукции из государств, поддержавших санкции, многие российские производители и эксперты заговорили об интенсивном развитии собственных производств и импортозамещении. Руководство Северной Осетии считает, что сложившаяся ситуация даст толчок для развития фермерских хозяйств, ведь основная проблема сбыта продукции будет решена.
Глава республики Таймураз Мамсуров говорит, что хотя ее и нельзя назвать житницей России, но в Северной Осетии существуют отрасли, которые успешно развиваются и могут производить продукты импортазамещения. “У них был резерв, который невозможно было задействовать, потому что рынок перебивался импортной продукцией. Сейчас этот резерв будет полностью задействован. Это касается товарной рыбы, мальков, форели, лососевых. Мы уже отправляем их на северо-запад страны, в области центральной России. Большие перспективы у нас по натуральным овощам и фруктам и производным от них. У нас размещены современные технологии по переработке, сейчас они будут загружаться. Красное мясо - это то, что мы, скорее всего, оставим у себя, чтобы закрыть свои собственные потребности, но мясо птицы мы будем также отправлять, потому что мы можем производить его гораздо больше, чем нужно республике”, - заявляет Мамсуров.
Он полагает, что тенденцию развития производства в России уже трудно будет повернуть вспять: “Мы все понимаем, что если мы внутри России, в частности в Северной Осетии продвинемся по пути производства, переработки, реализации, тут же надо научиться подавать товар в конечном виде. У нас люди в супермаркетах привыкли покупать товар в красивой упаковке, со всеми данными, стандартами и т. д. Это тоже проблема, ее тоже надо решать. В любом случае, отменят ли потом санкции или нет, отката назад в сфере производства и реализации уже не будет”.
Другим направлением, по которому работает Северная Осетия в связи с кризисом на Украине, стал прием беженцев. В России беженцев приняли не только приграничные и центральные районы, но и кавказские республики. В Северной Осетии сейчас находится 1000 беженцев из Украины. По данным Мамсурова, из них 275 человек - дети школьного возраста.
Глава республики говорит, что Северная Осетия - самая перегруженная беженцами за всю историю России территория: "В начале 1990-х из-за событий в Грузии более 100 тысяч человек покинули внутренние районы Грузии и часть - Южной Осетии. Более 120 тысяч осели у нас. После распада Советского Союза из Средней Азии к нам прибывали еще десятки тысяч. Мы тогда надеялись, что это временное явление, рассосется, они уедут, но они все остались у нас. За полтора года Северная Осетия из 600-тысячной республики превратилась в 720-тысячную. У нас и сегодня около 8 тысяч той категории 20-летней давности еще имеют статус вынужденных переселенцев”.
По мнению Мамсурова, главная проблема - разместить и трудоустроить беженцев, несмотря на наличие 1500 вакансий в республике. “Есть три темы, которые как кубик Рубик надо правильно выстроить: работа, жилье, школа/детский сад. Естественно, в первую очередь жилье. Если у человека есть жилье, он может рядом искать работу. Все главы районов и города у нас постоянно этим занимаются. У нас постоянно там работают медики и психологи. Многие беженцы уже выехали в сельские районы и получили там дома, в том числе в качестве подарка.
Что касается работы, мы используем все способы. Недавно провели телемост с Иркутской областью, иркутские партнеры рассказали, какие у них есть вакансии. Более 30 беженцам мы купили билеты и они выдвинулись туда. То есть мы не замыкаемся только на возможностях своих республик и используем возможности и других регионов”.
Глава Северной Осетии пообещал, что вопросы жилья, трудоустройства и обучения в школах, вузах и техникумах будут решены к 1 сентября.