Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -58

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Платформа «Чираг-1» находится в 160 км к востоку, и в течение трех лет с нее планировалось пробурить 24 скважины. Терминал, сооружаемый поэтапно в Сангачале, охватывает площадь 225 га. Программа-минимум была рассчитана на 30 месяцев с бюджетом 220 млн долларов. В мае 1996 г. состоялся официальный визит Г. Алиева в Норвегию. Заключенные Г. Алиевым и Н. Алиевым соглашения с премьер-министром страны Грухарлем Брунтлоу, меморандум о сотрудничестве в области энергетики, соглашения об избежании двойных налогообложений открывали большие возможности в обмене технологиями. Норвегия одной из первых признала независимость Азербайджана и была одной из самых активных стран, поддерживающих «Контракт века». Во время визита делегация побывала на морских месторождениях, в 240 км от побережья, где познакомилась с новейшей технологией, которую планировали поставлять в Баку. Эти месторождения не только отличались высоким уровнем технологии, но и сохраняли экологическую чистоту.

При выполнении условий контракта АМОК первоначально взяла на вооружение программу МПОР (минимальная программа обязательных работ и осуществления программы ранней нефти в 1995–1997 гг.) и программу получения ранней нефти. Это было принципиально важным пунктом в контракте для иностранных инвесторов: мониторинг, изучение охраны окружающей среды, проведение трехмерной сейсмосъемки, бурение первых трех разведочных скважин, реставрация и модернизация судов снабжения, краново-транспортных, трубо-укладочных кораблей, самоподъемных и полуподъемных плавучих буровых установок и т.д. Причем было четко оговорено, что в случае невыполнения программы в срок, указанный в документе, иностранные компании автоматически теряют право на контракт, а вложенные в реализацию проекта финансовые затраты не возмещаются и в судебных инстанциях не рассматриваются.

9 октября 1995 г. на заседании руководителей АМОК был увеличен бюджет работ в рамках проекта и принято решение о добыче ранней нефти по контракту уже летом 1996 г.1. Затем компания заявила, что первую нефть по контракту можно ожидать в середине сентября 1996 г. Одной из причин замедления работ на море (по утверждению АМОК) были частые ветра на Каспии. Летом 1996 г. АМОК перенесла этот срок с сентября 1996 г. на более отдаленную перспективу. Специалисты ГНК АР первыми засомневались в реальности сроков, взятых руководством АМОК. Темпы работ не соответствовали обещанному сроку. В ответ на это вице>президент АМОК Джон Холлас продолжал утверждать, что 28 августа 1997 г. ранняя нефть по контракту будет добыта и что все работы АМОК по подготовке к добыче ранней нефти идут по графику. Как и ожидалось, изначальная нехватка буровых установок и наличие единственной установки «Деде Горгуд» с ее напряженным графиком работы привели к замедлению выполнения работ по добыче ранней нефти. Авария, произошедшая в начале мая 1997 г. во время бурения третьей скважины на контрактной площади сделала неизбежным продление сроков завершения программы оценочного бурения по «Контракту века». Убыток АМОК составил 3,6 млн долларов, однако она получила страховую премию, что подтвердило современный уровень организации работ в азербайджанском секторе.

Из-за аварии потребовалось пересмотреть бюджет на выделение трех оценочных скважин, который составлял до аварии 9,7 млн долларов. Авария произошла на глубине 940 метров. АМОК, надеясь обнаружить еще нефть, увеличила планируемую глубину бурения. Именно благодаря высокой компетентности азербайджанских нефтяников АМОК смогла выполнить большую работу в течение 18 месяцев, в то время как, по признанию руководителей иностранных компаний, такой объем работ обычно выполняется за 30 месяцев. АМОК намеревалась добыть раннюю нефть в конце сентября 1997 г., «в случае если этому не помешают ветра Каспия». Однако представители АМОК подчеркивали, что это была не официально установленная дата, а лишь их намерение.

С правовой точки зрения, у АМОК в связи с переносом сроков добычи ранней нефти проблем не возникло. Но с моральной точки зрения АМОК нарушила «слово джентльмена», данное ГНКАР и властям Азербайджана. Об этом же сказал вице>президент ГНКАР Ильхам Алиев: «Никто их за язык не тянул».

4 сентября 1997 г. состоялась встреча Г. Алиева с президентом АМОК Т. Адамсом. Адамс обнадежил президента, что АМОК находится на последнем этапе проекта ранней нефти, и практически отодвинул получение ранней нефти на конец сентября 1997 г.4. К этому времени предполагалось закончить работу и по Сангачальскому терминалу. Еще ранее, 18 февраля 1997 г., в Хьюстоне на конференции, в которой участвовали представители 400 компаний, Ильхам Алиев отметил, что раннюю нефть ожидают в августе>сентябре 1997 г.

В конце сентября этот срок был отодвинут на 7 ноября 1997 г.6. С лета 1996 г. до ноября 1997 г. была проведена основная часть планируемых работ. Бурение первой скважины началось в марте 1996 г. Проектная глубина скважины составила 2909 м. К 20 сентября 1997 г. уже был достигнут уровень 2859 м. По оценке местных и международных специалистов, темпы бурения в первые месяцы были очень высоки. Замедление сроков получения ранней нефти в целом отрицательно повлияло на осуществление контракта, рассеяла уверенность в его выгодности. Участники контракта постепенно начали продавать свои доли и полученные деньги вкладывать в другие проекты. В 1996 г. «Пеннзойл» вслед за американской компанией «МакДермотт» (которая уступила свою «Эксон», «Юнокал» и японской «Иточу») 5% в «Контракте века» из своего 9,8-процентного долевого участия1. Представитель компании Д. Тили охарактеризовал эту продажу как «очень выгодный бизнес». Перепродажи акций и смена владельцев снижали в АМОК интерес к представителям компаний продавца, а замена участников приводила к потере времени и снижению интенсивности общей работы консорциума, в чем не были заинтересованы оператор контракта «Бритиш Петролеум», собственник месторождения и руководство Азербайджанской Республики. Поэтому закономерны нотки недовольства в выступлениях и обращениях к этим компаниям Г. Алиева, человека очень серьезного и ответственного. Ранняя нефть была добыта с платформы «Чираг-1», расположенной в 120 км от берега. Все технологическое оборудование и жилой модуль расположены на нижней и верхней палубах, над которыми возвышается буровая установка с производственной мощностью до 6 тыс. м. Точки бурения (24 скважины) зафиксированы цилиндрическими металлоконструкциями, расположенными на нижней палубе. Первая скважина давала 1 тыс. тонн в сутки3. Очищенная в сепараторе от попутного газа, воды и песка, нефть поступала в подводный 176-километровый нефтепровод, протянутый от платформы в Сангачальский терминал. Она вытесняла воду из этого трубопровода, а на берег – согласно технологии – доставлялась через месяц.
7770 просмотров