Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -57

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

АМОК также осуществила ремонт 10 вспомогательных судов, на что было инвестировано 17 млн долларов. Постепенно создавался морской флот АМОК. Первоначально у АМОК было всего 5 судов, 4 из них были арендованы по контракту с «Каспморнефтьфлотом»: «Нефтегаз 62», «Аура», «Яренга», «Тебриз Халил-бейли». Одно из судов – «Малик-1» – было закуплено в США и являлось собственностью АМОК. На нем выполнялись операции по буксировке. Работой руководила всемирно известная компания «BUE MARINE», имеющая большой опыт морских и водолазных работ

Состав экспедиции был смешанным. Первоначально основную часть работы выполняли граждане Азербайджанской Республики, т.к. район был им хорошо известен. К концу 1996 г. в соответствии с графиком постепенно было возведено три резервуара на Сангачальском терминале. Работы там, по свидетельству Терри Адамса, велись в основном за счет азербайджанских подрядчиков. На объединении «Шельфпроектстрой» осуществлялись строительство и модернизация модулей платформы «Чираг-1». На судоремонтном заводе по графику было отремонтировано судно «Азербайджан» и модернизировался трубопрокладчик «И. Гусейнов». Было завершено бурение первой скважины, и «Деде Горгуд» был готов к закладке второй скважины. За два года АМОК инвестировала в проект 600 млн долларов.

Выполняя операционные затраты, АМОК могла надеяться только на нахождение нефти в достаточном количестве, в противном случае, по условиям контракта, эти затраты компаний не возмещались ГНКАР. Поэтому, несмотря на абсолютную гарантию существования запасов нефти в месторождении Азери–Чираг–Гюнешли, вложения АМОК имели определенную долю риска. После возмещения затрат прибыль делилась между участниками. По предполагаемым расчетам прибыль в случае полномасштабной разработки должна была составить 99 млрд долларов в течение 30 лет3. По словам вице>президента АМОК по коммерческим вопросам Арта Макхафи, зарубежные компании привлекает в Азербайджане возможность инвестировать свои капиталы и получать прибыль от использования собственных технологий.

Как отмечал президент АМОК Т. Адамс, правительство Азербайджанской Республики должно было получить 300 млн бонусов за «Контракт века» в три этапа: после вступления контракта в силу в конце 1994 г., после получения ранней нефти и после пуска основного экспортного нефтепровода. Денежные поступления в целом от налогов на прибыль, доли нефти, принадлежащей правительству, доли нефти ГНК АР оцениваются приблизительно в 80 млрд долларов.

Оценка платформы «Чираг-1» проводилась действующей в рамках СТУ группой из Хьюстона. Для проведения детальной оценки платформы и ее применения в программе ранней добычи нефти была выбрана компания «Браунэндрут». В рамках этого СТУ в Хьюстоне работало шесть специалистов из Азербайджана. В июне 1996 г. уже строился городок для ремонтников платформы «Чираг-1». Недалеко от него находился первый склад АМОК. К производственной площадке «Шельфпроектстрой» была пришвартована на переоборудование плавучая буровая установка «Каспморнефть». Здесь же осуществлялся ремонт модулей с платформы «Чираг-1». Эти работы выполняли специалисты подрядной американской фирмы «Санта-Фе» и вместе с ними 50 азербайджанцев.

К концу 1996 г. было запланировано бурение трех оценочных скважин. Наиболее глубоководная часть месторождений Гюнешли достигла глубины 500 м. Для добычи нефти с этой глубины проводилось переоборудование полупогруженной установки, изготовленной более 15 лет назад в Финляндии и первоначально рассчитанной на глубину до 200 м. В ее модернизации принимали участие компания «Санта-Фе» и шотландская фирма «Ричблайт», выполнявшая антикоррозийные работы. При модернизации оборудования буровой установки под началом Рика Шатса работали 177 человек – граждан Азербайджана и 58 иностранцев.

«Чираг-1» конструировалась из различных модулей: буровая установка, компрессор, генератор, противопожарная система и другие агрегаты. Вес модулей составлял от 250 до 400 тонн. Самый большой из них при 8>метровой высоте имел площадь платы более 300 кв. м. Модернизацией модулей платформы «Чираг>1» занималось СП «Макшельф» совместно с азербайджано>американским предприятием «МакДермотт интернешнл» и «Шельфпроектстрой». Они должны были завершить работу до августа 1996 года.

АМОК выполняла операционные работы в тесной связи с руководством ГНКАР. Команда Н. Алиева вместе с командой президента АМОК Т. Адамса определяла стратегию и тактику совместных работ. Для содействия взаимопониманию АМОК и ГНК АР при президенте АМОК была учреждена должность советника от ГНКАР. Советник был наделен исключительно консультативными функциями. Важным аспектом его деятельности было представление интересов азербайджанских компаний и обеспечение их наиболее активного участия в реализации проекта. Капиталовложения с обновленной платформы «Чираг-1» в проекте ранней нефти составляли примерно миллиард долларов. Капитальные вложения в проект по всем трем месторождениям должны были составить 7,5 млрд долларов.
8310 просмотров