Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -54

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Турция была очень заинтересована в сотрудничестве в нефтяном секторе. Поскольку он был и остается наиболее рентабельным не только в регионе, но и во всем мире. Это же делает Баку экономически уязвимым городом: в Баку проживает большая часть населения страны, и население города в количественном отношении сопоставимо с населением Армении и Грузии. На завоеванной территории Азербайджана, в Карабахе, проживет всего 20 тыс. человек. В ведущих странах мира живет много армян, но в настоящее время значительного притока армян в Карабах не наблюдается. Главная причина в том, что эта территория не располагает углеводородами и развитой промышленностью, ее единственный ресурс – сельское хозяйство.

Турецкая нефтяная компания «Туркие петроллери» («ТПАО») в «Контракте века» имела небольшую долю – 1,75%, и она рассчитывала ее увеличить. Первоначально переговоры шли между турецкой нефтяной компанией и ГНК АР. Однако этот вопрос, как и в ситуации с компанией «Эксон», требовал политической поддержки государственных структур.

Президент Турции Сулейман Демирель и премьер-министр Тансу Чиллер неоднократно обращались к Г. Алиеву по этому вопросу. Азербайджанское руководство с вниманием относилось к этим обращениям. После «мартовских событий» 1995 г. заключение соглашения по «ТПАО» стало бы гарантией безопасности страны и укрепления сотрудничества с Турцией. Участник переговоров с турецкой стороны Мустафа Мурат, подтверждая особое значение контракта для Турции, отмечал: «Турция впервые участвует совместно с мировыми гигантами в крупном нефтяном проекте по добыче нефти».

12 апреля 1995 г. между президентом ГНКАР Натиком Алиевым и президентом «ТПАО» Сидги Санджаром, а также премьерами обеих республик – Чиллер и Гулиевым – было подписано соглашение об увеличении доли «ТПАО» на 5% за счет уступки доли ГНК АР. В результате доля турецкой компании составила 6,75%. По словам Н. Алиева, эти компании за уступку азербайджанской доли должны были выплатить Азербайджанской Республике в виде бонусов 170 млн долларов в течение месяца после принятия заключенных соглашений и вступления их в законную силу.

Заключенные соглашения стали дополнением к контракту, подписанному 20 сентября 1994 г. Они были приняты в соответствии с условием контракта, гласившим, что компании, подписавшие контракт, вправе уступить часть или всю свою долю компаниям консорциума; если доля передавалась сторонней компании, то это требовалось согласовать с ГНК АР. Поскольку в данном случае речь шла о переуступке не у подрядчика, а у заказчика основного собственника, этот вопрос был решен более просто, т.е. через тендер, но в этом случае подрядчики об этом были информированы. Президент Азербайджанской Республики по этому вопросу издал особый Указ от 20 июня 1995 г. № 346 о принятии дополнения к контракту>договору о купле>продаже, заключенному 19 апреля 1995 г. между компаниями «Эксон» и ГНКАР.

Для передачи доли также требовался документ «О гарантии и обязательствах правительства». По договору купли>продажи компания «Эксон» покупала 5% у ГНК АР и обязывалась профинансировать не только свою долю, но и 5% оставшейся доли ГНК АР4. Во владении последней оставалось всего 10% доли, т.к. из 20% она уступила по 5% «Эксон» и «ТПАО». По указу президента документ «О гарантии и обязательствах правительства» должен был подписать премьер-министр и утвердить Кабинет министров Азербайджанской Республики. Подписанные соглашения и указ «О гарантии и обязательствах правительства» приобретали силу закона, положения соглашения становились главенствующими при расхождении их с государственными актами. Запасы нефти в азербайджанском секторе Каспия привлекали не только компании России, Европы и США, но и Востока. Этот интерес особенно увеличился в Японии после заключения «Контракта века» и делового визита руководителя ГНКАР И. Алиева в эту страну.

Первой включилась в нефтяные проекты в азербайджанском секторе Каспия японская компания «Иточу Корпорейшен». Кроме этой компании с ГНКАР хотели сотрудничать «Марубени Корпорейшен», «Мицубиси Ойл Ко», «Тейкоку Ойл Ко Лтд.». Их руководители прибыли в Баку для ведения переговоров. Лидером среди этих компаний была государственная нефтяная компания Японии. Первоначальным конкретным итогом переговоров ГНКАР и правительства Азербайджанской Республики стало вхождение «Иточу Корпорейшен» в альянс компаний, участвующих в «Контракте века». В мае 1996 г. на брифинге АМОК было сообщено об увеличении состава консорциума компании. Между тем вокруг «Контракта века» сразу после его заключения развернулись новые события. Иран, ближайший сосед Азербайджана, с которым его связывали не только транспортное сообщение, но и 35 млн проживавших там азербайджанцев, рассматривался как перспективный партнер. Азербайджанское руководство склонялось к тому, чтобы включить Иран в консорциум еще и по той причине, что было необходимо гарантировать свою долю капиталовложений в проект в размере 1,7 млрд долларов. Однако против включения Ирана в контракт резко выступила американская сторона. В случае включения Ирана в проект американские компании грозили выходом из консорциума (т.е. американское правительство не стало бы выдавать кредиты своим нефтяным компаниям для совместных с Ираном работ).

В итоге ГНКАР была вынуждена отказать Ирану. В марте 1996 г. в составе консорциума произошло очередное изменение. Компания «МакДермотт» продала всю свою долю (2,45% долевых акций) японской фирме «Иточу», которая затем приобрела 5% из 9,82-процентной доли «Пеннзойл». Однако, воспользовавшись правом первоочередной переуступки, американские компании «Эксон» и «Юнокал» как члены консорциума перехватили инициативу у «Иточу». В результате из процентов, причитавшихся «Иточу», «Эксон» получила еще 3% долевого участия в консорциуме, «Юнокал» – 0,5%, а «Иточу» осталось 1,5%. В итоге новые участники консорциума распоряжаются долями следующим образом: «Иточу» – 3,9%, «Эксон» – 8%, «Юнокал» – 10%. 
9285 просмотров