Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -47

Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

ГНКАР привлекла для подготовки контракта независимых экспертов из Западной Европы, США и Канады. Переговоры продолжились в Лондоне. Но условия выработанного в Лондоне соглашения не соответствовали национальным интересам республики, поэтому президент отверг их и поручил ГНКАР выработать условия соглашения своими силами. Руководство ГНК АР вместе с известными нефтяниками и учеными выработало основные принципы соглашения и официально передало их президенту республики. 4 февраля 1994 г., после скрупулезного изучения президентским аппаратом этих принципов, президент издал указ о возможном продолжении переговоров на основе выработанных принципов, учитывавших интересы Азербайджанской Республики и нефтяного консорциума. Начался первый этап переговоров.

Переговоры возобновились в феврале 1994 г. и проходили в Баку, а затем, по просьбе западных компаний, продолжились в Стамбуле, Хьюстоне и завершились в июне 1994 г.4
Особенно сложно проходили заключительные этапы переговоров. Несколько раз азербайджанская сторона была близка к тому, чтобы их остановить. Руководитель азербайджанской делегации на переговорах И. Алиев отмечал: «Считая некоторые условия неприемлемыми для национальных интересов страны, мы не могли согласиться с ними. Мы говорили зарубежным компаниям: вы защищаете интересы отдельных компаний. Мы же защищаем интересы страны и азербайджанского народа. Если вы допустите ошибку, то это отразится лишь в одном проекте компании, если мы ошибаемся, то это ошибка причинит ущерб интересам всего азербайджанского народа. Иными словами, мы ни в коем случае не можем допустить ни единой ошибки».

Н. Алиев подготовил письменный отчет и передал его президенту республики. Впоследствии Г. Алиев отмечал: «Я принял решение на основе этих итогов, можно начать подготовку контракта». Участники переговоров, руководство ГНК АР и нефтяного консорциума дали свое согласие заключить соглашение на основе этих принципов. Все подтвердили, что по итогам стамбульских переговоров можно заключить контракт. В середине июня 1994 г. участники переговоров, руководители ГНКАР и западных компаний первоначально подписали документ о завершении переговоров и о начале подготовки проекта договора 21 июля 1994 г. Переговорщики ГНК АР по приглашению западных компаний полетели в Хьюстон и там в течение 45 дней работали над подготовкой проекта. На последний раунд переговоров первоначально было отведено три недели, но и они оказались сложными, и переговоры затянулись на полтора месяца.

Контракт, рассчитанный на 10 лет с возможной пролонгацией, предусматривал разработку и совместную эксплуатацию двух нефтяных месторождений мощностью несколько сот миллионов баррелей нефти. Уже это продемонстрировало решительность Азербайджана в освоении своих недр с использованием западных инвестиций. В рамках новой экономической концепции фактически пересматривалась роль нефтегазового сектора в развитии государства.
В процессе переговоров возникли большие трудности. Г. Алиев вспоминал: «Именно благодаря компетентности представителей ГНКАР эти сложности были преодолены и проект контракта был подготовлен».

В ходе переговоров самым сложным вопросом для согласования стало подписание контракта без окончательного определения правового статуса Каспия. Нефтяные компании США ни в коей мере не желали рисковать в этом вопросе, т.к. это, на их взгляд, не гарантировало безопасности для их будущих миллиардных инвестиций в нефтяные месторождения азербайджанского сектора Каспия. Выезд в Вашингтон И. Алиева и его восьмичасовые переговоры с заместителем министра энергетики США спасли положение. И. Алиеву удалось убедить Билла Лайфа и получить добро на подписание контракта без окончательного определения статуса Каспия. Под государственные гарантии США американские компании дали согласие на подписание контракта. Решение правового статуса Каспия было и остается очень сложным вопросом. В то время Иран, Туркменистан и Россия занимали взаимоисключающие позиции. Вопрос о разделении дна Каспия по принципу секторального деления был позднее урегулирован между Россией, Казахстаном и Азербайджаном. Однако споры с Ираном и Туркмениста ном продолжаются до сих пор.

Но вернемся в 1994 год: разработанный партнерами контракт, включавший 31 пункт и 21 дополнение на 200 страницах, прошел все обязательные процедуры согласования на всех ступенях власти. Н. Алиев представил отчет президенту республики. В обсуждении отчета участвовали депутаты Национального собрания, руководители Кабинета министров, ответственные работники президентского аппарата. Только после этого был издан Указ президента от 14 сентября 1994 г. № 206 о возможности и необходимости заключения контракта. Подписание контракта намечалось на 20 сентября 1994 г. По словам Г. Алиева, «безусловно, предложенный проект контракта не удовлетворял всем нашим пожеланиям. Это известно, я об этом неоднократно заявлял… Мы должны взять от нефтяных богатств максимум выгоды для азербайджанского народа. Я всегда за основу брал этот принцип. Исходя из этих принципов, безусловно, все наши пожелания не отражены в этом проекте. Естественно наше желание получить больше выгоды от ожидаемого проекта. Но общеизвестно: в совместной работе все стороны желают получить свою выгоду, все стороны должны иметь доход. Если не будет совместной выгоды, безусловно, не будет соглашения и не будет подписан контракт».
11095 просмотров