Вестник Кавказа

Грузия: Приравняют ли "Национальное движение" к нацистам

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Грузия: Приравняют ли "Национальное движение" к нацистам
© Фото: Сайт президента Грузии

В Тбилиси прошла акция протеста оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД). Соратники Михаила Саакашвили сумели собрать на центральной площади Свободы десятки тысяч своих сторонников и символически показали "красную карточку" властям, потребовав немедленной отставки правительства Ираклия Гарибашвили и прекращения "неформального правления российского олигарха Бидзины Иванишвили". Выступив на митинге прямым включением из Брюсселя, экс-президент недвусмысленно дал понять, что намерен вернутся во власть, несмотря на сопротивление "российского олигарха".

Насколько реально "второе пришествие" Саакашвили, когда в стране существуют как объективные (правовые), так и субъективные факторы, мешающие его возвращению? Дело даже не в том, что генпрокуратура возбудила против Саакашвили целых четыре уголовных дела по обвинению в превышении служебных полномочий и коррупции. Более существенно наличие в грузинском обществе абсолютно искренних, вовсе не подкупленных и ангажированных, а ценностно мотивированных сил, готовых "лечь костьми", но не допустить возвращения во власть бывшего президента.

Сколько бы соратники Саакашвили не твердили, что эта масса людей "интеллектуально не способна к выработке легитимной программы действий", последние события показывают, что они готовы к самоорганизации и обладают достаточным ресурсом пассионарности, чтобы действовать на улице, - там, где, согласно грузинской политической традиции, сложившейся за последниюю четверть века, в значительной степени решается вопрос о власти.

Подтверждением тому стали события 21 марта. МВД строго предупредило противников Саакашвили, ни в коем случае не приближаться к площади Свободы, где митинговало ЕНД, но они всё-таки собрались у здания Общественного грузинского телевидения (ОГТ), потребовав показать фильм о "кровавых преступлениях Саакашвили и его клики за страшные девять лет их правления".

Когда в обществе есть активные группы, готовые ставить вопрос столь радикально, это чревато серьезными последствиями в случае реальной попытки смены власти даже в результате выборов. Тем временем на митингах против экс-президента появляются знаковые фигуры, обладающие опытом боевых действий и соответствующими связями в силовых структурах. Например, бывший губернатор Кодорского ущелья Абхазии (до 2008 года в этом регионе распространялась юрисдикция Грузии) Эмзар Квициани, обвиняющий именно Саакашвили в горькой участи сванов – уроженцев того ущелья, превратившихся беженцев, а также Генерал Гвардии, активный участник грузино-абхазской войны, Тристан Цителашвили, отсидевший несколько лет по обвинению в измене родине и помилованный новыми властями.

Существование таких групп в условиях, когда оппозиция готовится к очередной революции - "горючий материал" для гражданского противостояния. Впрочем, пока они ограничиваются выдвижением юридических требований, вполне укладывающихся в рамки конституции.
Например, общество "Единодушие", организовавшее "контракцию" 21 марта, требует от парламента признать ЕНД преступной организацией и принять на этот счет специальный закон, устроив над партией нечто вроде "Нюрнбергского трибунала". По сути, речь идет о запрете самой партии соратников Саакашвили, тогда как против почти всех лидеров этой партии и без того возбуждены уголовные дела по нескольким статьям УК. Не только сам экс-президент, но бывший министр внутренних дел Вано Мерабишвили, бывший министр обороны Бачана Ахалая и экс-мэр столицы Гиги Угулава либо уже осуждены, либо ожидают приговора.
Кроме того, бывший министр юстиции Зураб Адеишвили, как и его патрон, скрывается на Украине, но украинские власти не проявляют желания выдать грузинскому правосудию Саакашвили и других бывших чиновников, получивших высокие посты в Киеве.

Тем не менее остается фракция ЕНД в парламенте, то есть десятки депутатов, пользующихся иммунитетом, и сотни активистов по всей стране. Поэтому у радикальных противников экс-президента и возникло несколько наивное желание покончить с проблемой разом - запретить эту партию как "преступную организацию, совершившую злодеяния против грузинского народа".

Впрочем, в нынешней политической обстановке, с учетом явной поддержки Саакашвили со стороны Запада, где он постоянно проводит встречи высокого уровня в ранге советника президента Порошенко и главы "Международного консультативного совета реформ", у инициативы о запрете крупнейшей в Грузии оппозиционной партии нет реальных шансов.
Это не означает, что инициаторы предложения и те социальные силы, которые они представляют, не смогут сыграть ключевую роль в случае, если Мишико и его команда предпримут реальные шаги по возвращению во власть. А такой сценарий у них есть – неслучайно 21 марта они в точности повторили маршрут, пройденный во время "революции роз" 2003 года от площади Свободы до госканцелярии, где работает грузинское правительство.

9200 просмотров