Черногория, Албания, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Украина и Грузия подтвердили Совету ЕС свои решения продлить режим присоединения к санкциям ЕС против Крыма и Севастополя до 23 июня 2016 года. Экономические санкции в отношении России были введены Евросоюзом ровно год назад - с 1 августа 2014 года. Они включают в себя, в частности, ограничения в сфере кредитования ключевых российских госбанков, оборонных предприятий и предприятий нефтепромышленности. Через неделю - 7 августа Россия ввела пакет ответных мер на санкции Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Контрсанкции представляли собой запрет сроком на один год на импорт из этих стран фруктов, овощей, молочной и мясной продукции. Российские власти объявили политику импортозамещения, пытаясь вывести экономику из зависимости от зарубежных поставщиков. Планы содействия импортозамещению были сформированы и в республиках Северного Кавказа. Якорных инвестпроектов в АПК здесь насчитывается почти четыре десятка.
Для каждого субъекта СКФО предполагается своя специализация, например Ставропольский край – зерно; Дагестан, Ингушетия, Чечня, Карачаево-Черкесия - мясо.
В конце апреля федеральное министерство сельского хозяйство возглавил экс-губрнатор Краснодарского края Александр Ткачев, у которого за три месяца работы на министерском посту сформировалось видение того, как развить российский агропромышленный комплекс в рамках политики импортозамещения.
Сельское хозяйство он считает базисом экономики, с огромными резервами, прежде всего в развитии животноводства.
Однако сегодня, несмотря на наличие достаточного числа пастбищ, историческую специализацию, динамика развития мясного скотоводства в СКФО значительно отстает от среднего уровня по России. Если за последние пять лет в России поголовье специализированного мясного крупного рогатого скота увеличилось почти в два раза, то в СКФО – только на 10%.
Другой проблемой Ткачев считает тот факт, что на должном уровне не организована продажа продукции по стране: «Перекупщики, поставляя товар из округа на полки Москвы и других крупных потребителей, всю прибыль, как правило, забирают себе. В округе добавочная стоимость не формируется, потому что нет качественной и современной переработки».
Речь сегодня идет о необходимости серьезных мощностей по переработке мяса. «Бренд «кавказская говядина», «кавказская баранина» действительно востребован сегодня, его знают, ждут. Но для этого нужны логистические центры, холодильные установки и, конечно, высокотехнологичная переработка. Без этого всё это будет производиться кустарным образом, продукция будет востребована по низкой цене, а значит, сам производитель не будет, естественно, получать достаточной прибыли», - считает Ткачев. Хотя за поседение семь лет производство баранины было удвоено, но на Северном Кавказе сегодня всего 8 млн голов, причем половина из них в Дагестане. А в советское время эта цифра достигала 20 миллионов.
Одновременно в округе собираются делать ставку на производство элитных семян, фруктов, овощей, а также развитие виноградарства, чтобы Кавказ поставлял на прилавки магазинов не только виноград, но и вино, и коньяки.
В правительстве хотят построить в СКФО оптово-распределительные центры, которые станут ключевым звеном продвижения продуктов с Северного Кавказа в большие города и будут аккумулировать и хранение, и переработку, и сбыт продукции в округе, а также продвижение этой продукции в крупнейшие торговые сети.
«Без хорошей высокотехнологичной переработки на Кавказе (достаточно, может быть, территории Дагестана) у нас не будет базы для роста, потому что не будет стимулов. А такие перерабатывающие центры закупают, дают стабильную цену, и это достаточно прозрачный механизм работы. Через крупную переработку, логистические центры большие торговые сети в стране будут покупать этот продукт. Конечно, появится море возможностей для производства баранины, его удвоения, утроения», - говорит Ткачев.
Между тем, по словам главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, с производством баранины в республике проблем нет, но есть проблема ее переработки и доведения до покупателя. «Здесь вся цепочка срывается, потому что старой системы нет, а новую не создали. Мои попытки создать кооперацию, которая бы закупала эти товары вовремя, ни к чему не приводят, потому что под это нет необходимых средств».
Абдулатипов поделился и своими личными наблюдениями над процессом импортозамещения: «На днях я был в большом селении Казанище, там живет 17 тыс. человек, это одно из самых крупных сел Дагестана. Захожу в магазин. 5% российских товаров, 95% – неизвестного происхождения, половина – отрава. Из дагестанских товаров (это тоже моя вина) стоит одна банка урбеча (паста из растертых орехов, конопли, подсолнуха, - прим. ред.). Очень много мы ведем разговоров, но четкого регулирования сельскохозяйственного рынка нет».
Тем не менее премьер Дмитрий Медведев считает ограничение на импорт продовольственных товаров хорошим подспорьем для российских аграриев. Общий объем средств федерального бюджета, которые в прошлом году были выделены на поддержку сельского хозяйства на Северном Кавказе, превысил 11 млрд рублей. В этом году планируется направить на аграрные цели на Северном Кавказе 12 млрд рублей.
Темпы развития сельского хозяйства на Северном Кавказе по итогам прошлого года были выше среднероссийских - рост был 5,3%, в том числе по растениеводству – 7%. Другое дело, что всю эту продукцию нужно доставить потребителю, а для этого нужна инфраструктура хранения и переработки.