Вестник Кавказа

Экономическое развитие Украины без России невозможно

Совет директоров Международного валютного фонда одобрил четырехлетнюю программу финансовой помощи Украине в размере 17,5 миллиардов долларов. "В течение четырех следующих лет будут предоставлены дополнительные финансовые средства, и это, я надеюсь, поможет стране улучшить ситуацию, при условии, что стабильность в контексте минских соглашений по поводу прекращения огня будет сохранена", - сказала глава МВФ Кристин Лагард.

В интервью "Вестнику Кавказа" редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель Научного совета Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов сказал, что делит минские соглашения на две части: "Одна часть касается собственно прекращения боевых действий и замораживания конфликта. На мой взгляд, достаточно высок шанс, что это произойдет по объективным причинам, в этом все сейчас заинтересованы. Что касается политической части выполнения этой очень амбициозной программы, то в реформы украинской государственности, я, честно говоря, в это не верю. Я не вижу в Киеве никаких предпосылок для того, чтобы это реализовалось. Атмосфера совершенно не та. На мой взгляд, на деле украинское руководство все-таки замороженный конфликт предпочитает тому, чтобы пытаться изменить себя ради того, чтобы интегрировать обратно Донбасс. В каком-то смысле это всех устраивает сейчас. Это не решение вопроса, но это его откладывание на какое-то время. Что касается перспектив урегулирования фундаментального, по-моему, об это даже никто сейчас не думает, потому что никто не знает, как там себя вести".

Говоря о путях нормализации российско-украинских отношений, Лукьянов заметил: "На Украине будет достаточно много перемен, потрясений и по результатам надо будет судить, какая там будет власть, к чему она будет стремиться. Предпосылка для урегулирования – экономическое развитие Украины, которое без России невозможно. А будут ли политические условия для этого, пока трудно сказать".

Вчера Федор Лукьянов представил доклад "Мировой порядок: новые правила или игра без правил" и озвучил основные вызовы, с которыми будет сталкиваться мировое сообщество в ближайшем десятилетии.

"Тема функционирования международной системы, которая всегда интересовала специалистов, весной прошлого года из плоскости теоретической и умозрительной перешла в плоскость сугубо практическую, потому что этот дисбаланс, проявлением которого стал кризис вокруг Украины, внезапно выплеснулся практически на всех", - заявил Лукьянов отметив два вопроса, которые позволят сделать мировые отношения более упорядоченными.

"Первый - вызов, который брошен государству как институту в современном мире. Речь идет не о конкретных странах, а о государстве как структурной единице, об иллюзии, что государство вообще исчезает как основная структурная единица международной системы, замещаясь чем-то другим (сети, глобальные сообщества). Эта идея уже доказала свою несостоятельность. То есть государство никуда не девается, оно остается той самой структурной единицей, замены ему нет. Но при этом само оно действует совершенно в другом контексте, и вызовы глобализации создают проблемы функционирования каждого государства. Любое государство (США, Россия, Китай, Люксембург и Замбия в абсолютно равном положении) сталкивается с проблемой внутренней управляемости в условиях внешнего хаоса. То, что мы наблюдали в предшествующие 20 лет - эрозия классического суверенитета, но не исчезновение. Суверенитет ослабляется, но важность его растет, потому что иного способа каким-то образом структурировать международную систему нет", - сказал Лукьянов.

Второй вопрос - есть ли вообще способы новой организации мировой системы. "Идеи о замене международных институтов или их фундаментальной трансформации нереальны. Нет возможности осуществить эту замену или трансформацию так, чтобы это всех устроило и основывалось на каких-то понятных и очевидных критериях. Можно сколько угодно, скажем так, критиковать ООН за неэффективность, за то, что она не успевает за вызовами и конфликтами, но ООН на самом деле, просто зеркало, которое отражает состояние умов в мире", - полагает Лукьянов.

По его мнению, в условиях, когда создание новых формальных институтов невозможно, нужно работать в рамках G20: ""Большая двадцатка" - идеальный прототип, там представлены страны очень разного типа и идеологически, и культурно, и по типам экономики, и по их полям приоритетов, и все они там на равных основаниях. "Двадцатка" имеет очень большой потенциал для того, чтобы развивать не только экономическую дискуссию, ради чего она была собственно реанимирована в 2008 году, но и дискуссию политическую. Дело в том, что мы перешли в мир, где экономика, если не вторична, то, во всяком случае, все время вынуждена уступать политике. Поэтому обсуждать глобальную экономику, не затрагивая политическое устройство, не современно. Поэтому "двадцатка" является удачным форматом для того, чтобы начать этот диалог, но не для того, чтобы передать "двадцатке" функции мирового правительства - до этого еще очень далеко".

 

10290 просмотров