В последнее время заявило о себе сразу несколько интеграционных объединений с участием России, и встал вопрос об их взаимодействии как между собой, так и с другими союзами. Например, в Москве заговорил о том, что странам-участникам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) нужно проработать вопрос о возможности формирования единого экономического пространства. В свою очередь, в Берлине не исключают подписания совместной декларации между ЕС и Россией, которая бы позволила стимулировать экономическую интеграцию между ЕС и ЕАЭС.
Комментируя центростремительные и центробежные тенденции в мировой политике директор Делового клуба ШОС Денис Тюрин заметил, что "США, создавая зоны экономических интересов, пытаются разделить Евразию на две части. Западную Европу присоединить к себе через Атлантику, а Японию, Корею, страны АТР (минус Китай) – через Тихий океан. Им нужно создавать экономический блок, одной из целей которого является сдерживание Китая".
Между тем, по мнению эксперта, "попытка разрезать Евразию на две части, отделив от нее Запад и Восток, и оставив Россию, Китай, Индию и другие страны наедине с самими собой, является, наверное, одной из причин кризиса на Украине, которую тоже раздирают на две части. Все экономические интересы Украины традиционно лежат на востоке вместе с Россией, но из-за того, что на нее "положили глаз" Евросоюз и США, начинаются конфликтные процессы".
Похожая ситуация, по словам Тюрина, складывается и вокруг Грузии: "Страна фактически оказывается на линии разлома между интеграцией евроатлантической и евразийской. Было бы не очень хорошо, если бы этот разлом какое-то получил юридическое оформление на постоянной основе, притом, что экономические интересы Грузии все равно ближе к России, чем к Евросоюзу".
Директор АНО "Региональная медиасеть" Андрей Ильяшенко замечает, что Украина граничит с Евросоюзом, что как-то обосновывает политику ЕС, а страны Закавказья даже не имеют с ним прямой границы: "Есть продвинутые морские пути; экономика тяготеет в сторону глобализации, интернационализации, но географическая близость играет определенную роль. Поэтому мы и говорим о евразийской интеграции, как об интеграции государств, которые находятся на этом материке. Тем не менее интеграция может стать средством решения политических проблем. США пока являются единственным мощным полюсом, имеющим уникальные интересы. Все остальные страны, за малым исключением, имеют примерно один калибр своих экономических и политических интересов. Мне кажется, что даже Китай, вторая по экономике страна, не может говорить, что имеет к глобальные политические интересы".
По мнению эксперта, "экономическая интеграция является средством решения тех политических противоречий, которые существуют в том или ином регионе. Но в любом случае, это тема, которую следует изучать, дискутировать и наблюдать за развитием событий".