В выставочных залах Сытного двора в Коломенском прошло открытие проекта «Дагестан глазами Евгения Лансере». На выставке представлена коллекция рисунков, акварелей, гуашей, созданных Лансере, который еще в дореволюционные годы считался выдающимся русским графиком. Картины посвящены этнографическим подробностям местного быта; несколько работ связаны с жизнью казачества на Кавказе.
Лансере известен как оформитель и иллюстратор повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» - он специально ездил на Кавказ, рисовал пейзажи, типы горцев, жилища, утварь, оружие и в итоге добился редкой достоверности в передаче материала. При этом Лансере отказался от стилизации, почувствовав, что это противоречит замыслу Толстого.
"В помещениях XVII века мы не только связали историю и современность, но и две замечательные культуры - культуру русского народа и замечательную, древнюю культуру дагестанского народа, - говорит директор московского объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино Сергей Худяков. - Выставка, посвященная Евгению Евгеньевичу Лансере и его творчеству дагестанского периода, включает в себя более 600 произведений, 600 экспонатов и раскрывает в полной мере и творчество Евгения Евгеньевича, замечательного художника, и дает представление о декоративно-прикладном искусстве Дагестана, представляя его лучшие образцы".
Историк искусства, правнук Евгения Лансере Павел Павлинов рассказал "Вестнику Кавказа": "С Кавказом связана значительная история взаимоотношений моей семьи, в том числе Евгения Евгеньевича Лансере. Он хотел изучать Кавказа, и поехал в Дагестан. Сейчас, когда мы смотрим на эти замечательные картины, мы представляем себе старый Дагестан. Но современный Дагестан совсем другой. Я сам побывал там 10 лет назад. Меня замечательно встретили в Дагестанском музее, показали все работы моего прадеда, а их там более 100, почти все в хорошем состоянии. Некоторые потребовали некоторой реставрации, но сейчас эти работы мы видим на выставке, они все в хорошем состоянии. А сам Дагестан производит неизгладимое впечатление - прекрасные горы, замечательные традиции, очень интересные народы. Один из них в 1925 году изучал мой прадед, специально поехав по приглашению наркома просвещения Дагестана Тахо-Годи в район проживания аварцев".
Говоря о творчестве прадеда, Павлинов заявил: "1925 год - это более 50 прекрасных работ, написанных темперой, карандашные, акварельные зарисовки быта, типов людей, пейзажей, зарисовки построек, мечетей, которые иногда даже и не сохранились уже. Мне кажется, что творчество Лансере очень важно, потому что он успел захватить тот Дагестан, который существовал еще до Второй мировой войны. Это Дагестан, в котором все без исключения люди ходили в национальных одеждах, это Дагестан, в котором не было даже машин, по горам приходилось ходить пешком и на лошадях. Сейчас уже сложно представить, как можно, добраться из Махачкалы через Буйнакск или в отдаленные районы на лошадях…
Это прекрасный регион, всех приглашаю посетить Дагестан".