Вестник Кавказа

ЕЭС «момент истины» для президента

15 мая Москва примет заседание ОДКБ и неформальный саммит глав СНГ. О том, с чем Россия выходит на формальные и неформальные встречи, рассказал глава думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. «Что касается Евразийского экономического союза и целого букета мероприятий, которые планируются на следующей неделе, мне кажется, руководства государств и парламентариев особо приглашать к обсуждению евразийских интеграционных процессов не надо, поскольку уже все в них разобрались, более или менее приняли решение, где место каждого в этих процессах. Здесь больше вопрос о самих народах, о населении. Что даст народам евразийская экономическая интеграция? Кто сегодня в гражданском обществе в тройке Беларуси-России-Казахстана, которые сегодня создали Единое экономическое пространство, и в целом на так называемом евразийском пространстве понимает и поддерживает идеи евразийской интеграции? Думаю, что поддерживают многие, по крайней мере, с этим знакомятся. Но насколько можно судить по интернету, по выступлению блогеров и так далее, пока в гражданском обществе, в интернет-сообществе поддерживают эту идею безоговорочно далеко не все. Пока эта идея больше воспринимается как инициатива глав государств, пока еще недостаточно спустившаяся на уровень самого населения. Поэтому для того, чтобы идеи евразийского интеграции «пришли в народ», необходимо в той системе координат, в которой мы находимся усиливать эту работу, которая идет сегодня, на наш взгляд, недостаточно активно», - посетовал Слуцкий.

Идею создания Евразийского экономического союза, Слуцкий назвал «моментом истины» для президента Путина: «Для него это архиважно. Раз это архиважно, то следует сконцентрироваться не только на работе с коллегами президентами, премьерами, депутатами национальных парламентов, но и с простыми людьми. И тогда создание Евразийского экономического союза будет носить другой характер, это будет несгораемая, неотвратимая, необратимая ситуация. И, прежде всего, она будет поддерживаться, хотелось бы в это верить, уже в ближайшие годы миллионами жителей постсоветского пространства».

Говоря о перспективах постсоветской интеграции, Слуцкий заявил: «Мы, в нашем комитете, планируем сосредоточиться не только на поддержке интеграционных процессов на уровне руководства государств, на уровне парламентов, но и на том, как эти процессы евразийской интеграции будут или не будут восприниматься на уровне простых людей. То, что нас интересует в плане будущей евразийской архитектуры, дальнейшая разработка ее моделей, уточнения, то, чего не удалось добиться на Межправительственном совете ЕврАзЭС 19 марта... Тогда российская сторона предложила преобразовать ЕврАзЭС сразу в Евразийский экономический союз, что вызвало резкое неприятие президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Он высказался, что «мы только выходим на стадию ЕЭП (единого экономического пространства), и вроде бы, мы планировали Евразийский союза на 2015 год, и зачем мы забегаем вперед?» ЕЭП существует в рамках ЕврАзЭС. Именно ЕврАзЭС, которая была создана в 2000 году, обладает правом международной правосубъектности. Речь идет о том, чтобы преобразовать ЕврАзЭС в другую международную организацию, которая также будет субъектом международного права. И в качестве таковой российская сторона предложила сразу же Евразийский экономический союз, имея в виду, что все равно договор о Евразийском экономическом союзе пройдет процедуру страновой ратификации во всех по крайней мере трех странах, которые сегодня Евразийский союз пытаются создать, к 1 января 2015 года. Именно эта дата определена главами России, Беларуси и Казахстана для вступления договора о Евразийском экономическом союзе в силу.
Но тем не менее, создать сразу Евразийский экономический союз значит повторить опыт Европейского союза. Давайте вспомним 1991 год, Маастрихтский договор. Тогда формально Европейский союз был создан, но он был создан как некая оболочка, которую только предстояло наполнить содержанием. И первые кирпичики были заложены только в 1993 году, когда Европа начала создавать общий рынок, а это как раз наша с вами стадия ЕЭП. Европа тогда заявила, что с этого пути создания Европейского союза не свернет, и не свернула.
Создавать какую-то промежуточную международную структуру между ЕврАзЭС и будущим Евразийским экономическим союзом, проводить полую реорганизацию, как предлагала казахстанская сторона, нерационально. Во-первых, зачем создавать эту структуру на всего лишь 1,5-2 года. Во-вторых, здесь потребуется вносить существенные изменения минимум в два крупных и объемных международных договора: о ЕврАзЭС 2000 года и о Евразийской экономической комиссии 2011 года. Потом все эти изменения пропускать через процедуру ратификации в каждой из стран. Ради чего? Можно сразу создать Евразийский экономический союз, о чем шла речь 19 марта, и затем постепенно вкладывать в эту оболочку содержание. Разумеется, здесь точка невозврата – это вступление в силу будущего договора о Евразийском экономическом союзе.
Мы были с Сергеем Нарышкиным, председателем Государственной думы, в Астане несколько недель назад. Была возможность побеседовать с президентом Казахстана. Позиция Нурсултана Абишевича на сегодня – сохранять ЕврАзЭС. И возможная реорганизация здесь может быть количественная, а дальше с переходом в качество просто через резкое сокращение департаментом Секретариата интеграционного комитета. Возможно, после того, как пройдет такое сокращение, если главы государств на саммите поддержат такую позицию, он может переехать в Алма-Ату, и фактически центральной структурой на евразийском пространстве станет Евразийская экономическая комиссия, главой коллегии которой является Виктор Борисович Христенко. Дальше будет идти кодификация, которая будет завершена, наверное, бог даст, к 2014 году. И затем может быть подписан договор о Евразийском экономическом союзе с вступлением в силу 1 января 2015 года.
Сожалею, что 19 марта не был подписан договор о реорганизации ЕврАзЭС и создании Евразийского экономического союза, но теперь реалии 15 мая, неформального саммита глав государств – это, скорее всего, реорганизация ЕврАзЭС через сокращение департаментов Секретариата интеграционного комитета. Центр тяжести здесь в значительной степени будет перемещен в Алма-Ату, к удовольствию казахстанской стороны. Нам предстоит создавать Евразийский экономический союз и, конечно, его парламентское измерение. Если бы ЕврАзЭС прекратил свое существование 19 марта и был бы сразу создан Евразийский экономический союз, предполагалось создание Евразийской межпарламентской ассамблеи. Это межпарламентская наднациональная структура, предтеча будущего Евразийского парламента, который будет создан, когда Евразийский экономический союз уже будет действовать по аналогии с ЕС и Европарламентом. То есть переходничок между МПА ЕврАзЭС сегодняшней, которая откроется 17 мая в Санкт-Петербурге, и полновесным, полнокровным Евразийским парламентом».

Комментируя роль в интеграционных процессах ОДКБ, Слуцкий сказал: «Я вижу ОДКБ измерением безопасности будущего Евразийского экономического союза. Правда, нам до этого измерения безопасности еще очень далеко. Руководящие органы ОДКБ и лично Николай Николаевич Бордюжа делают максимум для того, чтобы организацию довооружить и функционально, и финансово, но пока здесь движение не очень эффективное. Даже в шутку сложно сравнить сегодняшнюю ОДКБ, например, с НАТО. А задачи, которые стоят в недалеком будущем перед ОДКБ, сопоставимы с теми, которые ставились когда-то перед Североатлантическим альянсом. Разумеется, другое время, другие задачи, их объем, другие страны. Но, тем не менее, если мы говорим о полнокровном измерении безопасности, то заниматься ОДКБ, финансировать ОДКБ, довооружать коллективные силы оперативного реагирования – не в прямом смысле, а по численности, по функциональности и так далее – это, безусловно, общая задача. Мы говорили об этом недавно в Казахстане. В 2012 году именно Казахстан председательствует в ОДКБ, и пока движение здесь более чем скромное, поэтому надувать щеки рано. Парламентская ассамблея ОДКБ существует сегодня как пасынок Межпарламентской ассамблеи СНГ. Это болезнь роста, ничего страшного. Парламентская ассамблея ОДКБ является, по сути, структурным подразделением Секретариата МПА СНГ, и уже из коротких штанишек пора вырастать. Мы будем говорить в конце мая в Белоруссии во время визита Сергея Нарышкина, и уже говорили в Казахстане, говорим с партнерами непрерывно. Что касается других стран ОДКБ, с Арменией, например, недавно у нас были подробные контакты о том, что Парламентскую ассамблею ОДКБ нужно делать самостоятельной структурой, как это и предусмотрено поправками к Уставу ОДКБ, которые прошли ратификацию два месяца назад в Государственной думе, а также в остальных парламентах стран-членов ОДКБ».

Слуцкий также выразил мнение, что объем программ, реализуемых Россотрудничеством, недостаточно серьезный, и необходимо существенно усилить работу с соотечественниками: «Векторы нашей и не только нашей деятельности направлены из России в сторону соотечественников. А в госпрограмме переселения вектор обратный – речь идет о возвращении соотечественников в Россию. Здесь совершенно неудовлетворительные и объемы, и темпы роста. В 2010 году вернулось 9 тысяч, в 2011 году – 31 тысяча, но, мне кажется, что цифры здесь должны быть во много и много раз больше. Люди хотят переехать, но не могут. Средства, которые выделяются по госпрограмме «Переселение» ничтожно малы. Здесь пионером, наверное, является не Франция, Франция является пионером в том, что мы называем с вами «франкофонией» - это деятельность, аналогичная нашему Россотрудничеству. А госпрограмма переселения, то есть возвращение соотечественников домой – это Германия. Германии, правда, потребовалось после Второй мировой войны 55 лет, чтобы собрать немцев по всему миру, но они это сделали, если брать последние 15-20 лет, совершенно блестяще. Были созданы все условия, были созданы через посольства, специальные страновые центры работы с потенциальными возвращенцами. Кончено, слом берлинской стены эти процессы отбросил еще лет на 5, потому что средства перераспределялись на иные задачи, но, тем не менее, здесь есть у кого учиться, и велосипед нам изобретать не надо. Соотечественники – это тема больная. Родственники в ближнем и дальнем зарубежье есть едва ли не у всех депутатов Государственной думы, и здесь не надо ни в чем друг друга убеждать, потому что все мы эту ситуацию прекрасно знаем. Равно как и знаем и ту ситуацию, когда работа с соотечественниками ведется в совершенно недопустимо малом масштабе по сравнению с тем, в каком она должна и может вестись. Финансовые возможности сегодняшней России вполне это позволяют. Последний штрих по деятельности Россотрудничества и других организаций по работе с соотечественниками и госпрограммой переселения - это создание единого информационного пространства.

Когда Европейский союз только начался, никто в это особо не верил, но все из солидарности провозгласили «Мы будем создавать Европейский союз», и стали двигаться в этом направлении гораздо быстрее, чем им самим казалось. Уже к середине 1990х годов ЕС был реально действующим, мощным наднациональным объединением в Европе с профессиональными директоратами комиссий европейских сообществ. Просто жуть, какие иронические статьи были в «Ле монд», в «Фигаро», в других европейских газетах. Карикатуры на Европейский парламент... Действует европейский парламент, принимает, правда, не совсем объективные резолюции по России и еще чем-то не устраивает нас, да и самих европейцев, работает то в Брюсселе, то в Страсбурге, но тем не менее, это сегодня реальная четкая парламентская структура, системная. Конечно, как любую парламентскую и межпарламентскую структуру, его всегда будут раздирать временные разделительные линии, противоречия, но на то он и парламент. Конечно, все это будет создано. Вопрос, насколько правильно это будет создано, насколько это получит поддержку и на уровне глав государств, а для этого мы должны избрать правильную дорожную карту, от которой, мне кажется, не создав в марте Евразийский экономический союз как вывеску, как оболочку, мы уже несколько отошли. И второй и, может быть, главный вопрос не только на сегодня, но и на завтра, и через 5-10 лет, насколько эта структура, как ЕС в 1990-е для населения стран Западной Европы, будет понята и востребована самим нашим населением».
13355 просмотров

Видео

Все видео


реклама