Вестник Кавказа

Выборы в Армении: прогнозы и комментарии

Выборы в Армении: прогнозы и комментарии
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
6 мая в Армении пройдут парламентские выборы, в которых примет участие восемь политических партий и один предвыборный блок. Эксперты из Москвы и Еревана обсудили шансы участников выборной гонки на победу и то, как результат выборов повлияет на отношения между Арменией и Россией.

Александр Искандарян, политолог, директор Института Кавказа
Результатом обязательно будет коалиция между политическими силами, причем мне кажется, что на этот раз коалиция эта будет не «игрушечная», а самая настоящая. Мажоритарная система позволит серьезное количество парламентских мест занять Республиканской партии, ныне правящей, и партии «Процветающая Армения». Также в парламент, на мой взгляд, вне всяких сомнений войдет Армянский национальный конгресс и «Дашнакцутюн». Также серьезные шансы на прохождение в парламент имеет партия «Наследие», и какие-то шансы имеет партия «Страна законности». Мне кажется, что прохождение остальных партий в парламент сомнительно, то есть парламент в любом случае будет включать 4-6 партий, он будет достаточно дробный. Более половины голосов, то есть «простое большинство», 67 голосов, а уж тем более конституционное большинство, маловероятно. Республиканцам будет сложно набрать такое количество депутатов: напомню, что в армянском парламенте 131 место.
Избирательная кампания, на мой взгляд, достаточно оживленная, конкуренция очень серьезная. Что же касается позиции Армении по поводу взаимоотношений с Россией после выборов, то мне кажется, что результаты этих выборов не могут иметь серьезного влияния на отношения наших двух стран, ибо в случае абсолютно всех партий (даже вне зависимости от риторики, хотя и в ней тоже) формат нынешних российско-армянских отношений не подвергается сомнению. Есть какие-то мелкие разногласия, но в общем и целом этот формат хотят сохранить все партии из мною перечисленных.

Александр Крылов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов
Действительно, ожидать коренного изменения в российско-армянских отношениях нам вряд ли стоит прежде всего потому, что Армения находится в ситуации, которая имеет тенденцию к обострению. Положение Армении осложняется и в связи с тем, что происходит к югу от нее, в Ираке, Афганистане, на большом Ближнем Востоке, и в связи с тем, что происходит в Азербайджане. Рост напряженности, которая существует в зоне карабахского конфликта, требует того, чтобы Армения имела твердые гарантии безопасности. А такие гарантии может дать пока только Россия. Несколько лет назад темы эта обсуждалась, многие предлагали альтернативу российским гарантиям безопасности, но как показывает опыт, в том числе и опыт 2008 года, чужие гарантии иногда оказываются весьма и весьма недейственными. Поэтому в данной ситуации совершенно естественно то, что среди армянских политических сил нет «самоубийц», которые были бы готовы играть на этом поле ради каких-то возможных мифических выгод. О том, что ситуация развивается интересно, говорит и то, что поднимался вопрос о гарантированном представительстве женщин в будущем парламенте. Не знаю, как это будет обеспечено, но то, что я читал – 6% гарантировано женщинам-депутатам, во-первых, вызывает вопрос: почему 6%, если женщины составляют несколько больше, чем 6% среди армянского населения? И каким образом можно это гарантировать? Если выберут не 5, а 6% женщин, то мужчины будут уступать им место? Как бы то ни было, гендерный фактор здесь присутствует, и это отрадно. Это говорит о том, что армянская модель современной государственности (я бы не стал говорить об армянской демократии, хотя каждая кавказская демократия имеет откровенную национальную окраску, и армянская демократия весьма и весьма ярко выражена), но то, что она в наибольшей степени продвинута в плане соответствия западным канонам, это вполне себе очевидно.

Александр Скаков, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН
Что касается прогнозов результатов этих выборов, я думаю, у нас есть консенсус. Думаю, в первую когорту входит, разумеется, партия власти – Республиканская партия Армении и «Процветающая Армения». Во вторую когорту входят Армянский национальный конгресс, а третья – партия дашнаков. Главное, это степень честность выборов. Если будут большие сомнения в их легитимности, это повлияет негативно на стабильность не только армянского руководства, но и Армении в целом, то есть на ее возможность отстаивать свою позицию на мировой арене. Никто не будет считаться с нелегитимным режимом. С одной стороны, попытки поставить под сомнение итоги этих выборов уже есть, они исходят, в первую очередь, со стороны некоторых сил на Западе, но в то же время есть и неуверенность армянского общества в том, что выборы будут на самом деле честными. Россия заинтересована в том, чтобы выборы были честными, чтобы власть была легитимная, чтобы с ней было можно нормально работать, чтобы это не был вариант Киргизии или другого подобного образования на территории бывшего СССР, где рано или поздно народ выходит на улицы, сметает нелегитимную власть. Надеюсь, что этого не будет.
Что касается программ партий, выходящих на эти выборы, и роли внешней политики в этих программах, то у меня сложилось такое ощущение, что у всех партий, выходящих на эти выборы, программы не очень проработаны (но может, я не в курсе ситуации). Мне кажется, что тут речь больше идет не о программах партий, не о борьбе идеологий и подходов, а о борьбе представлений, тенденций, даже не личностей, а мировоззрений, в глобальном плане. Не вижу особой разницы между программами основных партий по самым ключевым вопросам. То, что было озвучено на последнем съезде правящей Республиканской партии, партии правящего президента Армении, - назвать это иначе, чем набором слов, сложно. Никакой четкой программы действий ни по экономике, ни по внешней политике там не было озвучено, насколько я знаю. Это вызывает серьезные опасения, потому что понятно, что перед Арменией сейчас стоят вызовы не только в плане экономики (а они серьезные), но и в плане ситуации вокруг нее. Как уже сегодня было сказано моим коллегой, эти вызовы связаны и с ситуацией южнее, а это, кроме Ирака и Афганистана, и Иран, и Сирия, что очень важно для Армении, и это связано с эскалацией ситуации в зоне Нагорного Карабаха и отношениями между Арменией и Азербайджаном. Кроме того, это еще и постоянно «висящий на горизонте», но никуда не исчезающий вопрос о том, что будет в отношениях между Арменией и Турцией. Никакого ответа на эти вопросы я не вижу у основных сил Армении. Как они вообще видят ситуацию вокруг себя и что они собственно предлагают, я не вижу.

Александр Искандарян, политолог, директор Института Кавказа
Регион этот не самый спокойный в мире, есть опасения, что карабахский конфликт будет развиваться не самым лучшим образом. Есть опасения, что ротация власти произойдет таким образом, что с легитимностью власти дела будут обстоять не очень хорошо. Я бы к этому добавил, что года с 1995-го Армения привыкла жить со слаболегитимными правительствами и достаточно адаптировалась к той ситуации, когда у правительства, власти вообще нет большой легитимности. Я бы сказал, что соседом Люксембурга и Бельгии Армения не являлась никогда, и регион сложный с самого начала, или как минимум достаточно давно. Со стороны Азербайджана очень уж мирных заявлений и миротворческой риторики не раздавалось никогда. Ко всему этому Армения привыкла, правящие элиты адаптировались, они привыкли в этом существовать. Я не думаю, что удастся сделать так, что правительство, парламент, элиты станут совсем легитимными, как бы ни прошли выборы. В Армении с 1995 года не было ни одного выборного цикла, в котором основная проигравшая сторона признала бы победу победившей стороны. Ротация никогда не проходила так, чтобы ее полностью принимали политические силы и общество. Я не говорю о чистых или нечистых выборах – это отдельный сложный разговор, и я не очень четко понимаю, что это такое. Но в области легитимной или нелегитимной ротации может быть сделан достаточно большой шаг, но так, чтобы все общество (а на сегодняшний день социологи показывают, что больше половины населения испытывает недоверие ко всей политике в целом) от того, что произойдет 6 мая, все резко изменится. Нет, ничего резко не изменится. Это процесс становления политической культуры и он долог.
Я не предвижу, что Азербайджан может изменить свою риторику, ибо вообще-то она национальная, та риторика, которая раздается оттуда, это им нужно. И я бы не сказал, что завтра «кузнечик запиликает на скрипке», в Афганистане наступит демократия, Иран подружится с Америкой, и из Ирана построится Люксембург. Это все останется. Но шаг к тому, чтобы несколько более уверено чувствовать себя в тех рамках, которые есть вокруг, можно сделать. Эти выборы имеют значение для того, чтобы прибавить почвы под ногами и армянской элите и Армении вообще, чтобы идти дальше к президентским выборам и вообще к существованию в этом регионе. Это произойдет не обязательно, но, пожалуй, впервые в Армянской новейшей истории шансы для этого достаточно приличны.
16000 просмотров