Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -7

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Первые сведения о нефтяном промысле в Азербайджане относятся к глубокой древности. Достаточно подробная информация о добыче и использовании нефти на Апшеронском полуострове содержится уже в сочинениях арабских авторов раннего средневековья. И в последующие века, как это следует из исторических источников более позднего времени, добыча нефти оставалась одним из основных занятий и источников дохода местного населения. Современная история нефтяного дела в Азербайджане начинается с утверждением российского господства в крае. Новые власти быстро поняли все преимущества владения нефтеносными участками и объявили их казенным имуществом. Формой извлечения прибыли от нефтяного дела стала откупная (арендная) система. Поскольку добыча нефти осуществлялась из неглубоких нефтяных колодцев, в откуп передавались именно колодцы. Арендаторы колодцев, заключая с властью договоры о праве на их эксплуатацию, обязывались платить налоги в казну. Обычно договоры на право получения откупа заключались сроком на четыре года. Уже тогда и арендаторы, и государство получали немалую прибыль от добычи нефти. Тем не менее применительно к тем временам сложно говорить о развитии нефтяного бизнеса. По существу, промышленного спроса на нефть не было, а ценное сырье использовалось на бытовые нужды. Между тем постепенно набирал силу процесс монополизации откупного нефтяного дела. Российский предприниматель армянского происхождения И. Мирзоев скупил права на приобретение откупа на использование всех апшеронских колодцев. С 1863 по 1872 г. он уже безраздельно владел всеми нефтяными промыслами на Апшеронском полуострове.

Согласно твердо устоявшейся точке зрения на роль откупной системы в развитии нефтяного дела, эта система была тормозом в развитии свободного предпринимательства в отрасли и сдерживала процесс развития нефтедобычи и нефтепереработки. Эта точка зрения аргументировалась тем, что откупная система была основана на использовании принудительного труда крестьян, приписанных к колодцам. Иными словами, речь шла о некой форме крепостной барщины. Однако азербайджанский исследователь Э.Б. Мурадалиева полагает, что сама по себе откупная система представляла собой переходную фазу от классической крепостной эксплуатации к производству мануфактурного типа, поскольку приписанные к колодцам крестьяне за работу получали твердо установленную плату и освобождались от податей. Кроме того, откупная система предусматривала определенное разделение труда – рытье колодцев, добыча нефти, перевозка, что нехарактерно для классического крепостничества и более напоминало правила фабричного производства.

Между тем стремительное развитие капиталистических отношений в мире, в том числе и в России, вызвало небывалый рост спроса на нефть и нефтепродукты. Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы вели к качественному преобразованию и укреплению индустриального потенциала страны. Заводы, фабрики, транспорт стали испытывать невиданную до сих пор потребность в топливе, и прежде всего в нефтепродуктах. Особенно быстро возрастала потребность в керосине и смазочных материалах. Это очень хорошо понимали передовые деятели того времени. Великий русский химик Д.И. Менделеев в 1860-е гг., ознакомившись с состоянием нефтяного дела в России, высказал ряд рекомендаций по совершенствованию производства. Так, он внес предложение, касавшееся «непрерывного ведения перегонки и тщательного производства эмалированных бочек» для хранения нефтепродуктов. Именно Менделеев предложил заменить рытье колодцев бурением нефтяных скважин. Предложения Менделеева нашли понимание у известного российского предпринимателя В.А. Кокорева, который посчитал, что нововведения возможны лишь в условиях отмены откупной системы. Кокорев, который вынашивал большие планы по расширению своей предпринимательской деятельности в нефтяной промышленности, и развернул пропагандистскую кампанию в печати. В 1865 г., в частности, он писал: «Препятствием к расширению завододействия служит существующий в крае откуп на нефть».

Инициатива Кокорева встретила серьезное сопротивление владельца откупных колодцев Мирзоева. 10 ноября 1865 г. в заявлении, поданном Бакинской казенной палате, он просил: «Воспрепятствовать… бурить нефтяные колодцы в черте откупа»2. Однако сама жизнь требовала новых условий для развития свободного предпринимательства. Если еще в 1850-х гг. основная часть нефтяных колодцев находилась в зоне селения Балаханы, то в 1860-х гг. нефтяные площади значительно расширились за счет других бакинских районов. Так, например, новым большим центром добычи бакинской нефти стало село Биби-Эйбат. Количество колодцев возросло более чем в два раза. Приписных крестьян для их обслуживания явно не хватало, и повсеместно стал применяться наемный труд. А в 1864 г. правительство вовсе отменило институт приписных крестьян в горном деле. Кроме того, к этому времени значительные изменения произошли в системе нефтепереработки. Принято считать, что первый нефтеперерабатывающий завод на Апшероне был основан в 1859 г. Однако в монографии В.М. Капустина и С.Г. Кукеса утверждается, что еще в 1837 г. в селе Балаханы по проекту инженера П. Воскобойникова был построен небольшой нефтеперегонный завод, на котором в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. Как бы то ни было, в 1860-х гг. в Баку функционировало уже несколько нефтеперегонных кубов для промышленного производства керосина. Больших успехов в переработке нефти добился Кокорев. Если в 1865 г. на Апшеронском полуострове было выработано 100 тыс. пудов осветительного масла, то в 1867 г. только один завод «Закаспийского торгового товарищества», во главе которого стоял Кокорев, производил такое же количество фотонафтила. Увеличение числа заводов также потребовало увеличения численности наемных рабочих. Дни откупной системы были сочтены.
12570 просмотров

Видео

Все видео


реклама