Власти СКФО раскручивают амбициозный миротворческий проект, уникальный по экономическим показателям. Ставка сделана на естественные конкурентные преимущества, на то, чего нет в других округах России - горнолыжные трассы, пляжи, минеральные источники, этнографическое многообразие. Все неиспользованные ресурсы будут объединены в один мощный кластер, к проекту которого присматриваются крупные зарубежные инвесторы.
Планы властей и пожелания экспертов
Первым шагом стало создание в декабре 2010 года компании «Курорты Северного Кавказа» с уставным капиталом в 60 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание внешней и внутренней транспортной и коммунальной инфраструктуры курортных площадок. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 450 млрд рублей. «КСК» будет наращивать инвестиционный потенциал, и координировать работу всех частных компании и инвесторов, решивших принять участие в реализации проекта. Помимо государства соучредителями КСК выступают компания «Особые экономические зоны», Сбербанк и Внешэкономбанк. Государство отвечает за внешнюю и внутреннюю инфраструктуру, газопроводы и электролинии. Банки будут кредитовать, в том числе и малый бизнес.
Проект призван сделать депрессивный регион конкурентоспособным - разнообразие ландшафта позволяет совместить зимние и летние виды отдыха, горнолыжный и пляжно-круизный туризм, а минеральные источники и бальнеологические ресурсы должны стать залогом организации лечебно-оздоровительной составляющей кластера. Помимо известных источников в регионе Кавминвод крупные минеральные источники есть в и Дагестане, и Карачаево-Черкессии. По словам полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, горнолыжный кластер на Кавказе не будет копировать горнолыжные курорты Франции. Это первое пожелание, которые озвучили и иностранные инвесторы. Планируется построить пять горнолыжных курортов: Архыз в Карачаево-Черкесии, рассчитанный на 21 тыс. отдыхающих единовременно, Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии – на 7 тыс., Мамисон в Северной Осетии – на 50 тыс., Матлас в Дагестане - на 16 тыс. мест, Лаго-Наки в Адыгее - на 10 тыс. туристов. Реализация проекта даст более 200 тыс. рабочих мест и удвоит ВВП СКФО. Ожидаемая цифра порядка 7 млн туристов в год выведет регион из числа дотационных. При создании горнолыжной инфраструктуры будут применяться современные технологии и оборудование. Сборка этого оборудования, по словам Хлопонина, будет осуществляться на Кавказе, что тоже даст дополнительные рабочие места.
Между тем, по мнению местных экспертов, важно чтобы архитектура гостиниц напоминала традиционные сакли, башни, дворцы. Нужно сохранить, воссоздать и реставрировать то, что больше всего может заинтересовать туристов - села с традиционной или средневековой архитектурой, этнография, народные промыслы. В Дагестане, например, архитектура считается одним из народных промыслов. Мастера по камню и строительству остались в каждом селе. В строительстве традиционно применялась как художественная обработка камня, так и древние строительные технологии, в частности, строительство арочных мостов и арочных перекрытий для домов без использования раствора. В Дагестане много опустевших старых сел. Их реально реставрировать и использовать как музеи под открытым небом и заселять туда туристов. Здесь можно использовать европейский опыт. В Люксембурге, например, по программе «мягкого туризма» было отреставрировано более 5 тыс. домов в сельской местности, после чего проект возрождения сельской архитектуры охватил всю Европу. Однако ни в Стратегии развития СКФО, ни в проекте строительства курортного кластера о сохранении и развитии традиционной культуры, народных промыслов, сельской архитектуры сказано немного.
Инвесторы туркластера
Год назад в рамках встречи «большой восьмерки» на экономическом форуме в Давосе президенты России и Франции подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма. Тогда Дмитрий Медведев заявил, что строительство пяти горнолыжных курортов на Северном Кавказе обойдется в 15 млрд долларов. Инфраструктуру стоимостью 2 млрд дол. государство готово взять на себя, все остальное должны дать инвесторы. Ранее президент просил вложиться в СКФО отечественных миллиардеров-выходцев из региона, чтобы они личным примером вдохновили других, в том числе и зарубежных инвесторов. Но инвесторы пока присматриваются, переговариваются и оценивают риски.
Велись переговоры с французской компанией France-Caucase, а также с южнокорейской KoreaWesternPower. Французские инвесторы заявили о намерении вложить 472,7 млрд рублей, но только если будут созданы и законодательно закреплены условия для реализации проекта. Пока же France-Caucase и ОАО «Курорты Северного Кавказа» создали совместное предприятие с уставным капиталом 430 млн рублей, где 49% акций принадлежит французской стороне.
Южнокорейская компания высказывала готовность вложить в КСК 31 млрд рублей. «Предполагается, что для реализации проекта будет создано совместное предприятие.
Что же касается планов англо-германского консорциума AstorDress&SommerConsrotium, то его руководство пока не озвучило объемы финансирования туркластера.
К привлечению инвесторов подключили и МИД России. Велись переговоры с австрийским «Райффайзенбанком», с японской компанией «Токио Роуп», специализирующейся на производстве специальных стальных тросов, китайскими и германскими компаниями по организации сборки конструкций для подъемников. С миллиардером из Саудовской Аравии Аль-Валидом, состояние которого оценивается в 19,6 млрд дол. говорили о перспективах строительства гостиниц и отелей на кавказских курортах. Сколько аравийский бизнесмен может вложить в регион, пока неизвестно.
Российская компания «ИнвестТурСервис» собирается вложить в курорт Лагонаки на территории Майкопского района Адыгеи 3 млрд рублей и участвовать в строительстве гостиничной инфраструктуры и сопутствующего сервиса. Крупнейший российский инвестор — ОАО «Нафта Москва» Сулеймана Керимова — заявил об инвестировании 43 млрд рублей на развитие прибрежной зоны в Дагестане. Включение новых курортов Кавминвод и Каспия потребует увеличения как уставного капитала «КСК», так и объема требуемых инвестиций вдвое. В сумме это почти триллион рублей, с долей государства 120 миллиардов рублей.
Проблемы туркластера
Проект вызывает много вопросов, которые ставят под сомнение реалистичность строительства мощного кластера. Строительство кластера напрямую зависит от реализации стратегии СКФО, где предусмотрено развитие энергетики и других смежных отраслей.
Проблема первая. Чтобы принять к 2020 году 9 млн туристов нужно увеличить генерирующие мощности электростанции и обновить электрические сети. При наплыве такого количества туристов и обслуживающего персонала потребление электроэнергии возрастет многократно. К примеру, Дагестан, обладает наибольшим количеством гидроэлектростанций в СКФО, здесь 11 крупных и средних ГЭС. Однако республика удовлетворяет собственные потребности в электроэнергии только в летний период. В Дагестане, где живет 2,5 млн человек, вырабатывается в год в среднем около 5 млрд кВт/ч и столько же потребляется.
Не понятно, за счет чего «КСК» собираются увеличивать генерирующие мощности. Теоретически это позволяет сделать потенциал горных рек, есть перспективы освоения ветровой и солнечной энергии, но расходы на это ни в одной программе не запланированы.
Проблема вторая. Обеспечение транспортной доступности курортов. Аэропорты и авиакомпании округа в нынешнем состоянии не смогут перевозить такое количество туристов. Устаревший и небезопасный парк самолетов требует обновления. Чтобы принимать самолеты классом выше, Боинги 737-400, Боинг737-500 и снизить цены на билеты, нужна реконструкция аэропортов, расширение и удлинение взлетных полос, увеличение числа аэродромов. На это потребуются десятки миллиардов рублей, но пока не понятно, кто возьмет на себя эти расходы. Компания «Авиалинии Дагестана» закрыта, ходят слухи, что Махачкалинский аэропорт хочет выкупить Керимов и создать новую компанию, но на реконструкцию аэропорта, нужно 4-5 млрд рублей, и гсударство в ближайшие время не планирует выделять такие средства.
Необходимо развитие и автомобильных дорог. Федеральная трасса «Кавказ» перегружена, нуждается в реконструкции и расширении. Из-за высокой аварийности дагестанский участок трассы называют «дорогой смерти».
Проблема третья. Подготовка кадров. Один турист создает четыре рабочих места в туристической и смежных отраслях. Чтобы обслуживать 9 млн туристов нужно огромное количество квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками. Их нужно готовить уже сейчас, на что опять-таки требуются миллиардные вложения.