Российский премьер Владимир Путин, активизировавший свою деятельность после думских выборов, вчера летал в Чечню, где поздравлял работников гудермсского отдела ФСБ с их профессиональным праздником – Днем работника органов безопасности и проводил заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО. Премьер назвал округ «важным и чувствительным регионом», где много проблем, но «опираясь на талант, на трудолюбие людей, которые здесь живут, мы, конечно, многое можем сделать». Выступление Путина на заседании, по сути, стало программной речью будущего президента в плане северокавказской политики Москвы.
О лозунге «Хватит кормить Кавказ»
Давайте задумаемся, что такое «хватит кормить Кавказ» – что это значит? Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие северокавказских республик, создание новых рабочих мест на Кавказе? Но тогда молодые люди с Северного Кавказа будут в еще большем количестве переезжать в другие регионы Российской Федерации, прежде всего в крупные города, в поисках работы, лучшей доли – это, естественно, со всеми проблемами, которые порождает эта иммиграция. Что тогда делать? Гнать их оттуда? Что будет? Куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования. Что делать в этом случае? Тогда парни из этих самых крупных и других населенных пунктов России должны будут приехать сюда, и другие парни с Кавказа должны будут воевать, идти под пули, убивать друг друга, будет продолжаться братоубийственная война в прямом смысле этого слова.
Об отделении Кавказа
Звучат и предложения, совсем уже дикие, на мой взгляд: вообще отделить Северный Кавказ от России. Хочу обратить внимание тех, кто так говорит, на то, что если это произойдет, тут же найдутся те, которые захотят то же самое сделать с другими национально-территориальными образованиями Российской Федерации, а это означает конец России. Общая, огромная трагедия, которая затронет, без всякого преувеличения, каждого гражданина нашей страны, каждого затронет! Где выход? Выход только один: нужно развивать экономику северокавказских республик, создавать здесь новые достойные рабочие места.
О лозунге «Хватит кормить Москву»
И не «прекращать кормить Москву», потому что Москва – большой, огромный, самодостаточный регион (даже не город, целый регион), ее не нужно никому кормить, она сама себя прокормит и другим еще поможет, но что нужно делать – это более справедливо распределять налоговую базу, налоги. Особенно это касается наших крупных инфраструктурных монополий и крупных компаний, которые работают по всей территории Российской Федерации, а налоговую базу, центр прибыли, как правило, формируют в Москве и делают это из соображений удобства, по техническим соображениям. Эту ситуацию, безусловно, нужно менять, делать ее более справедливой, с тем чтобы налоговых поступлений, налоговых источников у регионов, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов было больше, чтобы они могли более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
О безработице на Кавказе
Уровень безработицы на Северном Кавказе – порядка 14,3% экономически активного населения. Это значительно выше среднероссийского уровня. Правда, в некоторых странах Западной Европы уже этот порог даже выше стал. В той же Греции уровень безработицы уже 17,7% – больше чем на Северном Кавказе. Вместе с тем в Ингушетии безработица составляет 48,9%, а в Чечне – 27,2%. Мы с вами понимаем, что на общероссийском фоне (а в России сейчас 6,1% безработица) это все-таки очень-очень много. Проекты на Северном Кавказе мы прежде всего должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест, а значит, нужно формировать современную и эффективную структуру занятости, повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу. В этом плане неплохо показали себя региональные программы содействия занятости. Более 48 тыс. жителей Северного Кавказа, участвовавших в программах, прошли профессиональную переподготовку или стажировку на предприятиях, повысили свою квалификацию, свыше 30 тыс. при помощи государства смогли открыть собственное дело, собственный бизнес. Поэтому в 2012 году на территории СКФО мы продолжим реализацию программ по снижению напряженности на рынке труда, дополним их таким новым направлением, как подтверждение профессиональной квалификации граждан, которые ищут работу. Необходимые средства из федерального бюджета, конечно, будут выделены. Прошу руководителей субъектов РФ ускорить подготовку проектов соответствующих региональных программ. Также совместно с федеральными ведомствами должен быть оперативно доработан план мероприятий по развитию занятости жителей СКФО.
О малом и среднем бизнесе
Наша основная задача – открывать рабочие места именно на месте, на Северном Кавказе, и здесь огромную роль может и должен сыграть малый и средний бизнес. Традиции предпринимательства, стремление иметь свое дело традиционно очень сильны на Северном Кавказе. Грамотная реализация этого потенциала обязательно принесет весомые, заметные результаты. Со своей стороны нам необходимо повысить эффективность поддержки предпринимательства, использовать для этого весь набор средств – от прямого финансирования, налоговых преференций до содействия в подготовке необходимого пакета документов при открытии собственного дела. Нужно убирать все то, что мешает людям вести свое дело, открывать производства, создавать семейные предприятия.
За последние несколько лет мы весьма ощутимо нарастили объемы финансирования малого бизнеса, в том числе и в СКФО, – с 175 млн рублей в 2005 году до 1,8 млрд рублей в 2011 году. Всего на поддержку малого и среднего бизнеса мы с 2005 по 2011 год в России в целом направили 65,4 млрд, из них в СКФО – 5,2 млрд. Это, безусловно, принесло свои позитивные результаты: за прошедшее время созданы и успешно функционируют десятки тысяч малых и средних компаний – это сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, производство, а значит, у людей появляются новые возможности для трудоустройства. Достаточно сказать, что сегодня в этом секторе трудится более 620 тыс. человек – 15% занятого населения. 15% занятого населения – это уже заметная цифра, но потенциал здесь, конечно, гораздо больше.
Учитывая такие положительные тенденции, прошу руководителей регионов в бюджетных программах на будущий год предусмотреть поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства как минимум не ниже уровня 2011 года. При этом особое внимание следует уделить работе микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, тем более что мы из федерального центра эти гарантийные фонды поддерживаем. Эти структуры – необходимая опора для малого и среднего бизнеса, с их помощью предприниматели могут расширять собственное дело, разделяя с государством риски развития, да и, собственно говоря, начало своего бизнеса. Прошу все регионы рассмотреть возможность серьезного увеличения капитализации таких финансовых институтов.
Вместе с тем нужно активнее использовать и другие инструменты поддержки, в том числе шире применять меры имущественного стимулирования. Кстати, сейчас в правительстве обсуждаются поправки в федеральное законодательство, которые направлены на совершенствование порядка выкупа помещений, арендуемых субъектами малого и среднего бизнеса и находящихся в собственности у муниципальных властей или регионов.
Об инвестициях в экономику СКФО
Чтобы добиться коренного перелома в экономике Северного Кавказа, переменить ситуацию и жизнь людей изменить к лучшему, необходимо укреплять реальный сектор экономики, формировать благоприятные условия для притока инвестиций. Такими точками роста должны стать инвестиционные проекты, которым будем оказывать особую поддержку и внимание. Прежде всего речь идет о государственных гарантиях и финансировании из Инвестфонда: уже отобрано 44 проекта – их реализация позволит создать на Северном Кавказе более 17 тыс. новых рабочих мест, повысить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а значит, стимулировать развитие социальной сферы, строительство дорог, жилья, поликлиник и детских садов.
В следующем году мы продолжим отбор инвестиционных проектов, которым будет оказана поддержка в рамках предоставления госгарантий и средств Инвестфонда. Со своей стороны и регионы должны более активно включиться в реализацию этих проектов. Позиция сторонних наблюдателей, отстраненность абсолютно недопустимы. Одновременно необходимо усилить контроль за эффективностью использования выделяемых государственных ресурсов, в том числе за счет внедрения современных информационных технологий. В этой связи предлагаю подумать над созданием системы мониторинга инвестиционной деятельности в СКФО. Это позволит повысить согласованность действий участников инвестиционного процесса, бизнеса, всех уровней власти, в целом благоприятно скажется на улучшении инвестиционного имиджа региона.