В Астане завершился Форум европейских и азиатских медиа (ФЕАМ) «20 лет независимости: СМИ и общество». Участники из всех постсоветских стран обменялись мнениями об особенностях работы СМИ в условиях быстро развивающихся информационных технологий. Впрочем, в Астане затрагивались и другие темы, возникшие в связи с процессами в СНГ и соседних государствах. Об итогах ФЕАМ с «ВК» беседуют политолог Гела Васадзе и директор проекта «Новости–Грузия» Елена Имедашвили.
Елена Имедашвили
Самой интересной на форуме, на мой взгляд, была дискуссия о том, как интернет влияет на развитие СМИ. Вообще о том, что такое интернет: это просто средство коммуникации или образ жизни? Как должны трансформироваться СМИ? На форуме были представители «традиционных СМИ». Они говорили, что интернет стал для них вызовом и серьезным испытанием; вспоминали времена, когда тиражи газет были гораздо большими.
Сегодня традиционным печатным СМИ приходится перестраиваться, а это мучительный процесс. С другой стороны, на форуме были представители и «новых СМИ». Очень интересным оказалось столкновение даже не двух подходов, а нового и старого, которое тоже старается стать новым.
Мы получили множество интересной информации с чисто профессиональной точки зрения. Например, там были представители поисковых систем. Лично для меня это очень важно. Мы ведь очень активно работаем в интернете, контакт с поисковыми системами происходит ежедневно. Есть масса чисто технических вопросов. Оказалось, что они очень легко решаются. Просто надо было встретиться, об этом поговорить и вопросы обсудить.
Присутствовали представители Facebook. СМИ могут быть представлены и в этой сети, поскольку сейчас на facebook живут буквально все.
В целом, на мой взгляд, в отличие от предыдущих форумов ФЕАМ, на этот раз было гораздо меньше политики. Вернее, политики не было вообще – была чисто профессиональная встреча.
Гела Васадзе
Мои впечатления самые положительные. Вообще, на мой взгляд, подобные форумы очень полезны по многим причинам. Во-первых, мы, Грузия (имею в виду как экспертов, так и журналистов) как-то выпали из большого русскоязычного пространства и пока не интегрированы в пространство англоязычное. Наше участие в форуме, в какой-то степени компенсирует образовавшийся вакуум. Конечно, интернет предоставляет большие возможности. Но ничто не может заменить непосредственный обмен мнениями. Я считаю, это очень важно. Думаю, таких форумов должно быть как можно больше. И, естественно, как можно больше представителей нашей страны должны в них принимать участие.
- Кто выступил организатором форума?
- РИА «Новости». Собралось почти 250 делегатов из стран постсоветского пространства – стран СНГ, Грузии и Балтии. На форуме речь шла о трендах развития современных СМИ, о том, как работают или как должны работать журналисты в новых условиях. Все было очень интересно. У любого подобного мероприятия как бы две части. Одна – где заслушиваются докладчики и идет официальная дискуссия. Вторая – кулуарная, когда во время «кофе-брейк» обсуждаются насущные вопросы. Эти две части неравнозначны. Несмотря на развитие информационных технологий, живое человеческое общение никто не отменял и не может отменить. Мне лично, как политологу, было очень интересно пообщаться со своими коллегами как из России, так из других стран.
- На форуме присутствовали коллеги из зон конфликтов?
- Нет, из этих регионов, в том числе оккупированных регионов Грузии, никого не было. Вообще РИА достаточно консервативное агентство в этом плане. И я считаю, это правильно. Очень уважаю коллег из Абхазии и Южной Осетии, но если бы они участвовали, то не участвовали бы другие, а отсекать целую страну тоже ведь не стоило.
Было бы интересно организовать форум в Тбилиси, для участия в котором политологи и журналисты приедут, в том числе, из конфликтных зон. Или можно организовать форум в Баку и Ереване - с участием коллег из Цхинвали и Сухуми.
Но подобный форум можно провести не усилиями РИА «Новости», а в результате переговоров с нашими армянскими или азербайджанскими коллегами, чтобы они для нас организовали такой форум, а мы организовали бы форум, наподобие ФЕАМ для них.
Это очень существенно. Я часто общаюсь с абхазскими коллегами. Но это всего лишь электронная переписка. Таким образом, мы возвращаемся к тому, о чем я уже говорил: ничто не заменяет живого человеческого общения.
- Но ведь РИА «Новости» часто устраивает телемосты. Скажем, Москва-Тбилиси и так далее. Разве это не площадка для обмена мнениями?
- На мой взгляд, эти телемосты не совсем удачны, потому что они не острые. Я говорил об этом отдельным руководителям РИА: было бы гораздо интереснее, чтобы в ходе телемостов обсуждались более острые темы и в них участвовали люди с разным мнением. Дело в том, что во время любого диалога, если даже звучат совершенно противоположные мысли и позиции, все равно возникает взаимоуважение и какое-то чувство взаимной ответственности между людьми. Если такого прямого диалога нет, и мы кидаемся друг в друга грязью через интернет, никакого взаимоуважения не возникнет. Наоборот, будет нарастать отчужденность. В конце концов, политика может меняться: завтра может измениться политика Москвы в отношении Грузии, а грузинские власти как-то смягчат свои подходы по отношению к Кремлю, но человеческие связи восстановить будет гораздо сложнее.