«Дело летчиков» началось в марте 2011 года, когда власти Таджикистана задержали два транспортных самолета Ан-72 авиакомпании Rolkan Investments Ltd., сданные в аренду авиакомпании Aerospace Consortium, базирующейся в ОАЭ. Командирами экипажей были Владимир Садовничий, гражданин РФ, и Алексей Руденко, гражданин Эстонии, которые, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе (80 км к югу от Душанбе). Разрешение на пересечение границы Таджикистана, по информации, поступившей незадолго до полета от менеджера Aerospace Consortium, было получено. Спустя два месяца после задержания летчикам было выдвинуто обвинение в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде (где в качестве контрабанды фигурировал перевозимый двигатель от Ан-72, выработавший свой моторесурс). В ходе расследования также «выяснилось», что арестованные самолеты являются военно-транспортными и срок их эксплуатации истек еще в 1999 году. Суд над Садовничьим и Руденко начался только в октябре 2011 года. 8 ноября 2011 летчикам был вынесен приговор. Они были осуждены на 8,5 лет колонии строгого режима.
В России «дело летчиков» вызвало бурную общественную реакцию. 14 ноября президент России Дмитрий Медведев призвал президента Таджикистана к диалогу по этому вопросу. Он заявил, что «решение по этому делу вызывает большое количество вопросов — как с точки зрения самого состава преступления, так и с точки зрения того, как этот процесс проходил».
22 ноября срок тюремного заключения Садовничего и Руденко был уменьшен кассационной комиссией до 2,5 лет, а затем до полугода (на основе амнистии, действующей в Таджикистане). Эти полгода летчики, задержанные в марте 2011, уже отбыли к моменту судебного решения, вследствие чего были освобождены в зале суда.
Вернувшись в Москву, Владимир Садовничий и его адвокат Анатолий Кучерена рассказали журналистам о том, как развивались события после задержания летчиков в таджикском аэропорту города Курган-Тюбе, о процессе переговоров по разрешению ситуации, в которой оказался российский гражданин, и о дальнейших судебных перспективах громкого дела.
«У меня сложилось впечатление, что власти просто хотели «навесить» нашим летчикам это преступление, и так они и сделали», - сказал адвокат. Оказывается, что до официального ареста летчиков и некоторых членов экипажа 45 дней держали под охраной в гостинице. «Их не задержали, а незаконно лишили свободы, потому что при задержании должны оформляться хоть какие-то процессуальные документы», - объяснил Кучерена. Все это время представители силовых структур Таджикистана не прекращали «торговаться» с летчиками, требуя отдать самолеты.
Генеральный директор компании Rolkan Investmens Ltd. Сергей Полуянов приезжал в Таджикистан для переговоров. Когда он отказался безвозмездно передать оба самолета, таджикская сторона предложила приобрести их по чудовищно заниженной цене. По словам адвоката, Полуянов отказался подписать и этот контракт, после чего поспешил уехать из Таджикистана, так как стал опасаться за свою судьбу, и только после этого летчики были официально арестованы. Двух командиров экипажей пригласили в национальную службу безопасности якобы для того, чтоб подписать какие-то документы, но вместо этого на них надели наручники и отправили в следственный изолятор. «Что касается состава преступления, то, по имеющимся у нас данным, его в действиях нашего гражданина не было и быть не могло. То есть, совершенно очевидно, что задача была одна - «либо вы нам отдаете самолеты и тогда мы отпускаем летчиков, либо летчики остаются здесь», - сказал Анатолий Кучерена.
Как пояснил сам Садовничий, согласно международному воздушному праву, авиакомпания не может перезаключать контракт на территории той страны, где она уже только что отработала другой. «Наша компания рассматривала несколько вариантов, или перебазироваться Арабские Эмираты, или куда-нибудь еще... но в итоге решили перелететь в, как мы тогда думали, дружественный Таджикистан и там решить все вопросы». По словам летчика, уже за десять дней до их полета шли переговоры с аэропортом Курган-Тюбе, который разрешил этот перелет. Что касается «контрабандного» двигателя, то он являлся собственностью компании, которую они должны были взять с собой, покидая Афганистан. «По всем законам гражданской авиации он должен был лететь с нами», - сказал летчик. В Кабуле план полета был утвержден во всех инстанциях. «Перед вылетом обоим экипажам выдали разрешение на пересечение государственной границы, и, вылетая из Кабула, мы имели все необходимые документы для перелета», рассказал Садовничий. «Когда мы связались с Таджикистаном, сначала нам дали разрешение на вход, но потом они спросили номер разрешения, и с этого все началось: нам сказали, что у них этого номера нет, и рекомендовали вернуться в Кабул». Но так поступить экипажи не могли по объективным причинам: им просто бы не хватило топлива для безопасного приземления в Кабуле. «Мы действовали строго в соответствии с международным воздушным правом, запросив в Душанбе вынужденную посадку, и не вводили никого в заблуждение. Нам разрешили посадку, а после нее началось то, чего мы вообще никак не могли ожидать, - продолжил Садовничий. - К самолетам подошли люди в штатском и потребовали, чтобы командиры экипажей вышли, после чего задали им обескураживающий вопрос: «Вы – афганская армия?». Таджикские таможенники и пограничники были без вопросов допущены на борт судов, опять же в соответствии с международным законодательством, и после этого был составлен официальный акт о том, что на самолетах ничего незаконного не обнаружено».
«Этот документ лежит в уголовном деле. Несмотря на это, офицеры комитета национальной безопасности продолжили задавать нам непонятные вопросы», - отметил летчик, также сказав, что авиационные власти Таджикистана сразу безоговорочно приняли их сторону и старались защитить их от обвинений комитета национальной безопасности. Тем же вечером российских летчиков заверили, что инцидент, в общем-то, исчерпан, но так как дело приняло официальный оборот, то на следственные действия отведено еще 72 часа.
Через двое суток экипажам официально объявили, что к ним нет никаких официальных претензий, и что их отпустят сразу после того как руководство комитета национальной безопасности встретится с руководством их авиакомпании. Однако при выезде из ворот комитета национальной безопасности у летчиков все же отобрали паспорта – так и не дав этому действию удовлетворительного объяснения, как и тому факту, что в гостинице к экипажам приставили охрану. «Каждый день в эти 45 суток нам говорили, что все нормально, волноваться не о чем, надо просто чуть-чуть потерпеть и завтра нас отпустят. Причем нас подчеркнуто просили «не поднимать шума», не связываться с посольством или с другими официальными организациями, аргументируя это тем, что они и так собираются нас отпустить дня через два, а если мы подключим к процессу официальные инстанции наших государств, то это может затянуться на месяцы», - вспоминает Садовничий. Когда родители одного из членов экипажа заволновались и решили все-таки обратиться в ФСБ, Комитет национальной безопасности Таджикистана незамедлительно отправил двух молодых членов экипажа (украинца и русского) домой. У другого члена экипажа на нервной почве открылась язва, и его тоже на следующий же день отправили домой. Еще через 2 недели летчики уже не могли больше терпеть неопределенности, и Садовничий пригрозил взять такси и отправиться в поисках справедливости к резиденции президента Таджикистана, если его и его людей немедленно не отпустят. Когда летчики попытались покинуть отель, охрана заблокировала двери и вызвала подкрепление из комитета безопасности – 12 омоновцев. Лишь на следующий день руководство комитета национальной безопасности согласилось встретиться с командирами экипажей – как оказалось впоследствии, лишь для того, чтоб арестовать их.
По мнению Кучерены, единственная причина, по которой пилотов обвинили еще и в контрабанде, заключается в том, что только там можно было конфисковать самолеты по решению суда. «У меня большой опыт в подобных делах, но такого наглого отношения к гражданину Российской Федерации, как в случае Владимира Садовничего, я никогда, признаться, не встречал. Мы, вместе с Министерством иностранных дел, будем добиваться полного оправдания наших ребят», сказал Кучерена.
http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=47289
http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=47291
Конец «дела летчиков»
14605 просмотров