Вестник Кавказа

Художница-сюрреалист о живописи и о кино -2

Рамин Назиев, Баку
Азербайджанская художница-сюрреалист Мехрибан Эфенди дала большое интервью «Вестнику Кавказа», в котором рассказала о своем творческом пути, о первых международных успехах, и о своем взгляде на будущее человечества. Мы публикуем вторую часть интервью, где Мехрибан Эфенди рассказывает о своей международной деятельности, пристрастиях и философии.

- Как развивалось ваше сотрудничество с зарубежными кинематографистами?

- В 2007 году немецкий режиссер Вейт Хелмер снял фильм «Абсурдистан», который уже «объездил» около полусотни фестивалей. Я благодаря этой картине получила три международные награды в Германии, во Франции, в Македонии как лучший художник по костюмам. Съемочная группа была собрана из более 22 стран, но мы с Хелмером понимали друг друга с полуслова. Он хотел создать в фильме такую страну, чтобы она могла относиться и к Востоку и к Западу, поэтому выбрал Азербайджан. Он даже сначала хотел снимать в Ичери–шехере (старом городе), потому что он похож на итальянский городок, но там помешали современные постройки, спутники на крышах домов, кондиционеры на стенах. 
Вейт весь мир объездил, пока нашел у нас натуру. И в искусстве, и в архитектуре, и в ландшафте у нас такой необычный микс. Они и меня просил создать костюмы, которые еще не существуют в обиходе у людей. В итоге «Абсурдистан» получил около 15 международных наград на кинофестивалях, и большинство этих призов за красоту, за эстетику, настолько он получился красочным.

- Как принимают на международных выставках ваши картины?

- Я стала «международным художником», когда еще работала в Узбекистане в фильме «Красный поезд». Там тогда проходил XII международный кинофестиваль, в котором участвовали фильмы из Латинской Америки и Азии. Увидев там не только мои костюмы, но и картины, организаторы решили сделать в рамках фестиваля мою персональную выставку. Они посчитали, что мои работы будут интересны всему миру. Моими работами был увешан целый этаж ташкентского Дома кино. На фестиваль приехали гости из семьи Раджа Капура, из Азербайджана были Рустам Ибрагимбеков, Огтай Миргасымов. Обо мне писали в журналах и газетах, писал даже известный узбекский журналист и писатель Ибрагим Фархади.
Но по-настоящему меня узнали в мире, когда активно начал развиваться интернет. Я получила предложение из Британии разместить свои работы с сети. Организация, занимающаяся художниками, открыла для меня персональный сайт. Так мои работы увидела художник из Австралии Парис Сент Мартин, которая творила в цифровом формате. В 2003 году она устроила международную выставку, и пригласила меня принять в ней участие. Так я попала в десятку лучших компьютерных художников. Мартин писала мне: «Твои работы настолько неординарны, что мы, люди, которые на компьютере делаем что хотим, перед тобой преклоняемся. Переведи свои рисунки на цифровой формат, и будешь участвовать в нашей выставке». Компьютерщики же все время спорят с классиками. Компьютерные художники считают классические работы вчерашним днем. Я отправила свои работы в Австралию, где их все и продали.
Потом в 2005 году печатная фирма из Колорадо и виртуальный центр Монтана устроили мою персональную выставку в США. Они мои картины напечатали в больших форматах и на выставку приезжали из многих штатов. Это все устроила мой близкий друг, менеджер Тауни Гриннер из Монтаны. Ее муж Джон Гриннер работал в «Бритиш Петролеум», и она увидела мои работы в Баку.
Тауни и Джон Гриннер показали мои работы в Германии компании Везерфорд, которая в итоге спонсировала мой каталог. В Голландии на международной выставке в 2009 году тоже была моя работа. Там участвовало около 40 художников со всего мира, но прямо на витринах выставочного центра написали, что здесь демонстрируется картина Мехрибан Эфенди, и снизу был размещен адрес моего персонального сайта. Там же показали фильм оо мне, снятый нашим режиссером Эльнуром Алиевым. Сделали для меня вот такую рекламу. 
В 2010 году я попала в число 56 лучших художников-сюрреалистов в мире. Фонд Биссая Боретта организовал выставку в Португалии «Сюрреализм сейчас», где были показаны картины лучших современных художников. Туда я тоже попала со своей новой картиной «Мугам». 
Недавно мне предложили участвовать в выставке в португальском музее «Изабелла». Этот музей специально отделен от фонда Биссая Боррета, только для художников, которые были в списке избранных 56 сюрреалистов. Мы имеем право делать в музее «Изабелла» свои бесплатные персональные выставки.
В 2010 году на международной выставке «Сияние» в Болгарии, проходившей под девизом «Древние коды моей страны», я получила главный приз. Вот такая у меня международная деятельность. 

- Художественное творчество сегодня для вас все еще беспокойное состояние души или вы уже имеете к этому делу более профессиональный подход?

- Думаю, что смогла найти гармонию между своим сознанием и духовным состоянием. Иногда мне хочется сделать какую-то работу с умом, но я стараюсь никогда так не поступать. С умом можно сделать красиво, но не будет того завораживающего эффекта. Когда я начинаю работать, беру только краски, кисти, чистую бумагу, тогда мои подсознание и сознание начинают входить в связь между собой. Если меня никто не тревожит, то я в состоянии некоторого транса полностью отдаюсь искусству и перекладываю полученную информацию на бумагу.

- Есть ли у вас любимый художник?

- Мне интересны все импрессионисты. Клод Моне мой любимый художник, Эдгар Дега мне очень нравится, Альбрехта Дюрера я уважаю как основоположника графики. Обожаю Саттара Бахлулзаде, уважаю Тахира Салахова. Еще мне нравятся наши национальные ковры, вязанные и плетеные работы наших бабушек, мозаичные узоры старых домов, ручные работы XIX-XVIII, работы XVI века в период правления династии Сефевидов. В то время путешественники приезжали со всего мира и видели, как наши люди одевались, какие материалы использовали.
Я видела некоторые вещи у бабушки, в антикварных магазинах, в нашей костюмерной - это и есть искусство. Мой отец Джаваншир Эфендиев был талантливом человеком, он в детстве умел рисовать и хотел стать художником, но судьба привела его в Строительный институт и его последняя должность была управляющий Главного бакинского строительного управления. Но он с раннего детства возил меня по разным районам Азербайджана, и то вокруг видела, оставило глубокое впечатление. В Азербайджане уникальные краски, они связаны с солнцем. Тепло этого солнца я привожу с собой с другие страны. Нашу страну называют «землей огней». В этом огне я вижу мистику. Бабушка рассказывала мне древние легенды, она прекрасно знала народные сказки, умела читать на фарси. Бабушка была внучкой Губинского хана, и хотя весь ее род был отправлен в ссылку советской властью, она не потеряла нашей духовной красоты и все это передала мне. Теперь человечность, красота, духовность – все это отражается в моих работах. 

- В каких тонах вы видите будущее человечества?

- Человек должен помнить, что бог наградил нас не только физической силой, но и духовной. Человек становится сильнее, когда любит. Мы должны излучать свет. Если мы будем настроены на позитив, то сумеем предотвратить многие катастрофы. Мы все живем под одним Солнцем, под одной Луной, и если мы живем на одной стороне земли, то нельзя закрывать глаза на то, что происходит на другой ее стороне. Причем мы должны думать не только о человечестве, но и о животном, и о растительном мире. Они ведь тоже имеют свою душу.
Я знаю, что мои работы несут положительную энергетику. Я верю, что каждый из нас слышит глас божий или через сон, или через совесть, а Всевышний говорит нам, что нельзя творить зло. Нельзя даже допускать плохих мыслей. Сила мысли существует. 
Лучше заниматься спортом, творчеством, но главное чтобы внутри тебя не накапливались негативные настроения. Нельзя рушить то, что вокруг нас. Зло возвращается к нам бумерангом. Мы должны творить красоту. Человек должен молиться, даже если не религиозен. Моя бабушка учила молиться не только за свою семью, но и за все человечество. Тогда мы будем жить. Я в это верю.
22375 просмотров