Вестник Кавказа

“Нарекаци” в опале

Давид Степанян, Ереван
Для таких небольших стран как Армения, где главную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса, двигателем экономики считаются инвестиции. После мирового финансового кризиса 2008 года поток инвестиций в Армению, до этого выглядевший вполне солидно, упал в разы. На фоне приостановки предприятий, в первую очередь обслуживающих сферу строительства, правительство было вынуждено обратиться к своим партнерам из международных финансовых структур за помощью. Первой откликнулась Россия, предоставившая стабилизационный кредит в 500 млн долларов на льготных условиях по ставке LIBOR+3% на 14 лет с льготным периодом в первые 4 года. Этот кредит имел для Армении существенное значение в плане реализации эффективных антикризисных мероприятий. На кредитные средства были реализованы программы, обеспечившие создание новых рабочих мест, что поддержало зашатавшуюся под воздействием кризиса экономику республики.

По условиям предоставления российского стабилизационного кредита, правительство Армении было в праве самостоятельно принимать решение о расходовании этих средств, неся лишь финансовую ответственность по кредиту. Однако того же нельзя сказать о кредитах, предоставляемых республике в последние годы международными финансовыми структурами. Несмотря на наличие в целом льготных условий и возможностей для реструктуризации, кредиты и гранты МВФ, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития и других финансовых структур в подавляющем большинстве носили целевой характер. То есть предоставлялись под реализацию конкретных программ в стиле “оказание содействия развитию демократических институтов”. Такие программы в основном реализовались в Армении под патронатом иностранных фирм, которые тем самым отсылали часть средств обратно в Европу и США. Словом, отличие от российского, целевые кредиты международных финансовых организаций имели крайне небольшое воздействие на выход экономики Армении из стагнации.

На этом фоне у любого жителя республики, даже неискушенного в экономической политике, возникает вполне закономерное недоумение по поводу полного отсутствия инвестиций многочисленных соотечественников из диаспоры. При этом следует разграничить прямые инвестиции в конкретные объекты инфраструктуры и экономики и безвозмездную финансовую помощь, которую диаспора оказывала Армении последние 20 лет. По некоторым данным, совокупный финансовый потенциал зарубежных армян превышает 500 млрд долларов. Сегодня крохи от этого огромного потенциала поступают в республику разве что в рамках благотворительных и патриотических программ, но не прямых инвестиций в развитие промышленности и инфраструктуры.

В последнее время власти не только не создают для поступления инвестиций благоприятную атмосферу, но и всеми силами чинят препятствия немногим предпринимателям из диаспоры, решившимся пойти на риск и инвестировать деньги в развитие экономики исторической родины. Примером претворения в жизнь такой странной политики можно считать “наезд” налоговых, административных и даже силовых структур на Нарека Арутюняна, филантропа из диаспоры, бизнесмена, основателя и руководителя Союза искусств “Нарекаци”. Впрочем, этот “наезд” стал лишь одним из проявлений неадекватной налоговой политики властей в отношении предпринимателей, рискнувших основать в Армении бизнес, и осмелившихся при этом не войти в долю с ее “властителями ”.

На днях Минкульт Армении в честь семилетия “Нарекаци” наградил Арутюняна высшей ведомственной наградой. «Золотую медаль» ему вручил замминистра культуры Армении Артур Погосян. “Достаточно один раз посетить этот центр, чтобы влюбиться в него и его деятельность. Минкульт и “Нарекаци” - хорошие друзья, совместно осуществившие множество проектов. Министерство культуры высоко оценивает вклад и важность подобных центров в развитие культурной жизни в Армении”, - заявил чиновник.

Некоммерческий Союз искусств “Нарекаци” Арутюнян основал в 2002 году в США для содействия сохранению и распространению армянской культуры и духовно-культурного наследия. “Нарекаци” организовал сотни культурных мероприятий, выставок картин и фотографий. С 2004 года деятельность филантропов из диаспоры перестала ограничиваться сферой культуры и стала затрагивать общественную жизнь Армении. Параллельно с благотворительностью Арутюнян вместе с другими инвесторами армянского происхождения из США вкладывал деньги в сферу строительства, недвижимость и производство продуктов питания.

В результате семья Арутюнян оказалась в центре судебных театральных представлений в исполнении представителей власть имущих. Поводом для этого послужили 1,5 млн драмов налогов, якобы недоплаченных Арутюняном в связи с его предпринимательской деятельностью. Однако, по словам самого Арутюняна, руководимый им бизнес не только не должен государству, но и досрочно переплатил в бюджет в виде налогов уже более 20 млн драмов. Тем не менее налоговые, правоохранительные и административные структуры наложили арест на счета и имущество бизнесмена, руководствуясь показаниями некоего Севака Арцруни, когда-то бывшего доверенным лицом семьи Арутюнян.

В этой связи Арутюнян спешно созвал пресс-конференцию и заявил, что власти республики мало интересуются искусством и благотворительностью, зато их интересуют большие деньги. Именно поэтому ему не только угрожают арестом, причем делается это сотрудниками шестого отдела одного из ведомств, находящегося в личном подчинении у президента. Все это, по убеждению Арутюняна предпринимается с единственной целью - отобрать недвижимое его имущество в Армении.

Арутюняна поддержали многие деятели культуры, которые сходятся во мнении, что власти слишком увлеклись пустыми разговорами о патриотизме, а своими действиями отпугивают немногих смельчаков, решившихся инвестировать средства в развитие Армении.
13790 просмотров