На Северном Кавказе продолжается подготовка к думским выборам, намеченным на 4 декабря. Праймериз завершены, задачи ясны и теперь начинается настоящая политическая борьба. В СКФО в отличие от Москвы (где кипят страсти вокруг «Правого дела», с его избирательным списком, или «Яблока», которому мешают собирать подписи) ситуация в этом смысле несколько иная. На Северном Кавказе ждут подвоха не от либералов, а от радикалов, и полпред президента в СКФО Александр Хлопонин предостерегает от попыток разжигания межнациональной розни в преддверии выборов.
"Выборная кампания в конце этого года будет не очень простая, и как раз здесь мы сможем почувствовать яркие проявления экстремизма вплоть до того, что определенные политические партии будут использовать Северный Кавказ для разжигания межнациональной розни и решения своих задач", — говорит полпред. По его информации, «некоторые политические силы» выбрали своей основной площадкой для этой деятельности Ставрополь.
Хочется верить, что прогнозы Хлопонина не подтвердятся, но опыт думских выборов, к сожалению, не позволяет надеяться на то, что все пройдет мирно. Вспомним, как в 2007 году перед плебисцитом правоохранительные органы беспокоились по поводу возможных провокаций. Тогда в прокуратуре Южного федерального округа утверждали, что для дестабилизации обстановки накануне выборов действующие в регионе незаконные вооруженные формирования получили больше полутора миллионов долларов, которые должны «отработать». Сегодня ситуация несколько иная – на Северном Кавказе опасаются не столько внешней угрозы, сколько внутренней. Так, например, в республиках СКФО, где проживают адыги, снова пытаются понять «черкесский вопрос», причем подчас с учетом новых геополитических реалии. Недавно активисты черкесских организаций обратились с просьбой рассмотреть вопрос о репатриации черкесов из Сирии на Северный Кавказ к Дмитрию Медведеву, а также к руководителям Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.
У Карачаево-Черкесии отношения с нижней палатой российского парламента всегда складывались интригующе. Из-за борьбы за думские мандаты в республике не раз вспыхивали внутриполитические конфликты, на рубеже 1999—2000 годов КЧР просто не сходила с первых полос центральных газет, ведь в Думе ее представлял Борис Березовский. К тому времени он уже успел побывать во главе и Совбеза, и Исполкома СНГ, а став депутатом (в период президентства Владимира Семенова) пытался не только проводить в жизнь свои идеи на федеральном уровне, но и заручиться поддержкой в КЧР. С думской трибуны Березовский рассказывал, что в Карачаево-Черкесии «сложилась катастрофическая ситуация, основанная на огромном влиянии коммунистического и мусульманского факторов. Для 95% населения КЧР реформы не принесли ничего, кроме экономического обнищания и национального разобщения. Прежняя власть, действовавшая по принципу "чем хуже, тем лучше", едва не привела этот регион к очередному северокавказскому пожару».
Эксперты надеялись, что победа Березовского на думских выборах 1999 года станет началом интересного политико-экономического эксперимента в Северокавказском регионе. «Если Березовский всерьез займется экономикой Карачаево-Черкесии, то поневоле начнут подтягиваться и другие субъекты этого региона, поскольку на Северном Кавказе все очень взаимосвязано», - выражал надежду академик РАН Александр Гранберг.
Однако это «если» и стало решающим. Всерьез заниматься экономикой Карачаево-Черкесии Березовский передумал. (Помню, видела на Эльбрусе только пару единиц брошенной техники для утрамбовки снега, оставшихся в наследство от депутата-миллиардера, намеревавшегося вложить деньги в туристическую отрасль КЧР). Уже летом 2000 года Березовский решил покинуть Думу по собственному желанию. Тогда депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов уверял, что «фигура Березовского была предметом тонкого компромисса между народами, населяющими республику, и его уход может обострить ситуацию». Сам Березовский в прощальной речи извинился перед своими избирателями за то, что они на него "понадеялись", а он так и не смог оправдать их ожидания и добавил: "Англичанин уходит, не прощаясь, а еврей прощается, но не уходит". Вскоре опальный олигарх сам стал «англичанином», а Карачаево-Черкесия осталась без инвестиций, на которые возлагала большие надежды.
В этом году в ходе думских выборов свою роль может сыграть выходец из Карачаево-Черкесии - бывший президент республики Борис Эбзеев, ставший после своей неожиданной отставки членом Центризбиркома. Эбзеев считает, что на Северном Кавказе «нельзя вовсе уйти от этничности, несмотря на то, что есть общероссийское гражданское лекало, базирующееся на действующей Конституции. Однако есть и местные особенности, которые необходимо так же учитывать». Сейчас Эбзеев отстаивает позиции Москвы перед Бюро по демократическим институтам и правам человека по поводу числа международных наблюдателей на выборах. При подготовке федеральных выборов в России в 2007–2008 годах БДИПЧ не нашло общего языка с ЦИК по формату работы своей миссии, поэтому бойкотировало и думские, и президентские кампании. ЦИК же обвинял БДИПЧ в применении двойных стандартов, политизации процесса мониторинга выборов и его непрозрачности. «Ни в одной стране мира люди, занимающие по отношению к ней открыто враждебную позицию, не смогут обрести статус международных наблюдателей, – заявил Эбзеев в интервью газете «Взгляд». - Мерзавцы и негодяи подчас оказываются во власти отнюдь не из-за отсутствия международных наблюдателей, а потому, что многие порядочные и честные люди просто не приходят на выборы».
КЧР в системе думских выборов
16600 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка